В Норильском городском архиве хранятся и уникальные фонды личного происхождения. Недавно своими реликвиями поделился старожил города Г.И.Сапрыкин.
На Таймыре Григорий Иванович 62 года, все они связаны с геологией. Ветеран Норильской комплексной геолого-разведочной экспедиции, он работал практически на всех изыскательных участках - на Медвежке, Талнахе, Зуб-горе, в Кайеркане. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почёта". Ещё больше, чем орденов, у него медалей. Работал, понятно, не за награды. Но они, как говорят, находили своего героя. А то, что Григорий Иванович - герой, сомнения нет. Представляете - он ушёл на пенсию в 80 лет. И то только потому, что сильно заболела жена. И надо было быть постоянно с ней.
Этот редкий человек - интереснейший рассказчик. Он помнит буквально все события своей норильской жизни.
Из личного архива Григория Ивановича, переданного в архив, мы выбрали несколько старых фотографий с его рассказами о них. Здесь и наша с вами история...
* * *
Таким я приехал в Норильск в 1935 году. Фотография сделана в Красноярске перед отплытием в Дудинку. Тогда нас ехало сюда шесть человек - группа буровых мастеров из Старого Оскола, где мы работали в тресте Курской магнитной аномалии. Геолого-разведочные работы там в то время сворачивались, рабочих сокращали и... кого куда отправляли.
Меня, помню, вызвали в НКВД и предложили поехать в Норильск. На географической карте показали точку недалеко от Дудинки и сказали:
- В этом месте начинается большая стройка, нужны геологи, надо ехать...
Этой точкой на карте был обозначен Норильск. Потом я узнал, что за год до нашего приезда сюда было принято постановление партии и правительства о строительстве в Норильске никелевого завода. И геологи здесь действительно были нужны.
Самое интересное - мы согласились поехать сюда, не имея никакого представления, куда едем. Работу-то свою мы знали, а вот в каких условиях придётся работать - не представляли. Только в пути одному из наших геологов дали брошюру Н.Урванцева, которая, по моему, называлась "Краткое описание территории Норильска". Вот так мы ехали. Ну, и для начала решили сфотографироваться на память в Красноярске. Фотография была общая, я себе потом вырезал и сделал вот такую отдельную. Если внимательно присмотреться, то за мной ещё кто-то стоит. Это Коновалов Борис, буровой мастер.
Шёл мне тогда 25-й год. Чудеснейший возраст... Ни трудностей, ни проблем никаких не боялись. А я уже женат был к тому времени. Жена Марфа Ивановна с дочкой Галей, как сейчас говорят, "на материке" остались. А я поехал обустраиваться, чтобы потом и их привезти. Желание было одно – скорее добраться до места и начать работать. И зарабатывать, конечно. Видите, я на этой фотографии даже без пиджака, у меня ни пиджака, ни одного костюма тогда не было. Первый костюм, как сейчас помню, я купил себе в 35-м году в Красноярске, когда ехал в свой первый отпуск в Старый Оскол за семьёй.
* * *
Этот снимок на память был сделан в 1947 году, когда мы провожали "на материк" начальника политотдела комбината В.И.Козловского. Он на фотографии в центре. Солидный такой мужчина в погонах, был он в звании полковника. Переводили его, по-моему, куда-то в Башкирию.
Рядом с ним Туманишвили Зоя Ивановна - первый председатель поселкового Совета Норильска. Энергичная такая женщина была, серьёзная. По сегодняшнему - первый мэр Норильска. Кстати, почему бы в городской администрации не сделать галерею всех первых руководителей города?! Сделать бы портреты и вывесить. Директоров комбината мы ведь всех знаем. И градоначальников надо знать...
Рядом с Зоей Ивановной - инженер-металлург Николай Катаев. Он был секретарём партийной организации металлургического завода. И последний, во втором ряду, Каратаев. Не помню, как его звали, но помню, что работал он в политотделе комбината и на руднике "Медвежий ручей".
По другую сторону от Козловского - председатель окружкома профсоюза Литвинов.
Третий ряд. Четвёртый слева - Владимир Елисеев. Он был сначала заместителем начальника политотдела, а потом одним из первых учителей. Затем директором школы был. А позднее работал начальником отдела кадров комбината. В горсовете первом работал тоже. Рядом с Елисеевым тоже один из заместителей начальника политотдела Зубарев. Вихрастый такой, в военной форме. Одно время он также работал здесь редактором газеты "Сталинец".
(Сам Григорий Иванович на этой фотографии в нижнем ряду, третий слева. В это время он работал начальником геологоразведочной партии Норильск-1. - Ред.)
* * *
Чем интересна эта фотография? Так фотографировали передовиков производства на стенды почёта.
Этот снимок сделан, в частности, в 1947 году. Я тут как научный работник Норильского геологического управления (НКГРЭ на базе данного управления была организована в 1955 году).
Года полтора эта фотография висела на стенде, а когда его обновляли, мне её отдали на память.
Крупным планом тогда снимали самого передовика. И делали фотографии на фоне рабочего места. Здесь изображено месторождение Норильск-1. Это район нынешней Медвежки. Повсюду видите буровые вышки. С 1946 по 1947 год я был начальником геолого-разведочной партии этого месторождения.
* * *
- Мне кажется, только геологи-старожилы могут вспомнить сейчас, что именно так - на больших резиновых лодках - мы перевозили грузы к месту геолого-разведочных работ в Талнах. Это 1961 год. Геологи тогда только начинали исследовать Талнахскую площадку. Была создана Талнахская геолого-разведочная партия, которая называлась Западно-Хараелахской. Я был уже вторым начальником этой партии. Первым - Алексей Васильевич Васильев.
Начинается новый этап в геологии Норильска, результатом которого стало, как известно, открытие крупного месторождения. Но это было позднее. Сначала геологи обустраивали свои рабочие площади. И вот так - по воде - мы перевозили грузы в Талнах. Тогда дороги не было от Норилки до Талнаха. Поэтому груз привозили на машинах на берег Норилки, таскали его в лодки и сплавляли через устье реки, через озеро Пясино к Талнаху. Там груз на тракторах возили к месту бурения скважин. Кстати, техники тогда было очень мало, в 61-м году. Всего три маленьких трактора было в нашей экспедиции. Они часто ломались, но заменить их было нечем, поэтому все грузы перевозили именно на них.
Возили тогда по воде абсолютно всё: продовольствие, ГСМ, буровое оборудование, стройматериалы - всё, что нужно было для обустройства буровых установок, для строительства жилых балков, бараков...
Катер у нас был один, который таскал 20-тонную лодку. И вот такие резиновые лодки, как на фотографии.
Работа была очень тяжёлой, трудоёмкой. Правда, в 61-м году нам давали на два месяца два вертолёта. Вертолёты были Московского управления гражданской авиации. И они нам здорово помогли. Аэропорт тогда был на "Надежде". Оттуда грузы возили на озеро, которое было в районе нынешнего рудника "Комсомольский". Там раньше тоже был маленький аэропорт, гидросамолёты садились. А на берег - вертолёты.
(За открытие Талнахского месторождения Г.И.Сапрыкин был награждён медалью "За трудовую доблесть")
* * *
Это на даче под Москвой в Перловке у Воронцова Александра Емельяновича. Запечатлён момент приезда Авраамия Павловича Завенягина. Они с Воронцовым вместе учились в Промакадемии, вместе работали в Норильске. Когда А.П.Завенягин был здесь начальником стройки (1938 - 1941), А.К.Воронцов был её главным инженером.
Две женщины на фотографии - дочери Воронцова. И, по-моему, муж старшей дочери. И внучка Воронцова.
С именем Александра Емельяновича многое связано в геологии Норильска. Он был старшим геологом, руководил подсчётами первых запасов норильских месторождений, которые легли в основу правительственного решения о строительстве в Норильске горно-металлургического комбината. С именем А.Е.Воронцова связаны все дальнейшие геологические работы здесь вплоть до 1945 года.
Я с Александром Емельяновичем был в очень хороших отношениях. Где-то в 60-х годах я тоже был у него в гостях на даче. И он мне подарил эту фотографию, поскольку А.П.Завенягина я тоже знал. Кстати, он очень часто бывал у нас на буровых, лично интересовался, как идёт разведка на Таймыре... А вообще за три норильских года он многое успел сделать...
* * *
Эта фотография сделана в бывшем музее нашей экспедиции. Образцы некоторых пород мне показывает Старшинов Фёдор Аркадьевич. Интереснейший человек был. Интереснейший рассказчик. И трудяга большой. Среди норильских геологов он известен тем, что открыл месторождение слюды на Котуе - это от Хатанги км 300 примерно. Слюда эта не добывается, но месторождение её, как говорят геологи, опоисковано, все документы в архиве НКГРЭ.
Ф.А.Старшинов работал в Норильске с 1939 года. Он прибыл сюда с группой бывших узников Соловецких лагерей. Говорили, что тысячи полторы тогда привезли в Норильск из Соловков бывших заключённых... Так попал сюда и Фёдор Аркадьевич. Проработал он здесь более 40 лет. В 1983 году умер. Похоронен в Норильске.
Подготовила А.АНТИПОВА, специалист
архивного отдела администрации г.
Норильска.
"Заполярная правда" 29 августа 1997 г. №
134(11769) (газета, издаётся в Норильске)