












Этот красивый храм на правобережном пустыре Красноярска возведен в память о жертвах политических репрессий и назван Свято-Никольской часовней. Лет ему еще нисколько, отделочные работы пока не закончены, оттого и панихиду по репрессированным красной властью отслужили в минувший четверг прямо на асфальте, рядом с деревянной часовенкой-времянкой.
Традиция Дня поминовения была заложена 30 октября 1974 года, именно тогда заключенные мордовских и пермских лагерей потребовали от властей признания их политическими противниками режима. Лишь теперь она закреплена официально. У людей, пострадавших за инакомыслие, очень хорошая память - дай Бог и нам, их соотечественникам, сохранить ее и передать своим потомкам. А помнить есть о ком: только по берегам Енисея политическим репрессиям подверглись около 50 тысяч человек. Прибавим к ним многочисленных родственников, для которых у государства также нашлась уродливая аббревиатура - ЧСИР (член семьи изменника родины).
На панихиде не было никого из официальных светских лиц.
Двое пожилых прихожан нового храма тихо беседовали:'"Готовятся к приезду президента, некогда им теперь..." - "Да ведь кто-то мог бы прийти, хоть частным образом". - "А зачем они тебе-то, по привычке? К Богу ведь обращаемся, при чем здесь начальство? Не по приказу церкви строят, а по вере...".
Тем же днем в Музейном центре на Стрелке стараниями общества "Мемориал" открылись две выставки: в одном из круглых залов вывешены работы художника Петра Белова, в другом можно посмотреть на документы из архива "Мемориала" о репрессированной художественной интеллигенции. Репродукции картин Белова видел, наверное, каждый из нас в тех или иных изданиях эпохи перестройки: вспомните хотя бы "Беломор-канал", "Портрет Мейерхольда" или поле одуванчиков с человеческими головами. Конечно, его живопись - публицистика, но какая! Сколько слов нужно пишущему человеку любого таланта, чтобы вот так действовать на нас, сколько времени читающему человеку нужно, чтобы связать написанное своим рассудком... Картины Белова - послание к душе. Хотя, может быть, каждый, глядя на них, пишет в уме свои печальные тексты, ибо нет беспечальных людей.
Жестокость и лицемерие всегда были
непременными атрибутами коммунистического
режима - формулировка "10 лет без права
переписки" на самом-то деле означала расстрел.
Вторая выставка начинается с документов о
Георгии Ильиче Трошине, организаторе и
руководителе Красноярского великорусского
оркестра народных инструментов. На стенде - два
свидетельства о смерти. Одно датировано 20.05.58
года - это период разоблачения "культа
личности" и реабилитации, но в нем указано
причиной смерти острое воспаление почек. Второе
выписано ровно 31 год спустя, и в нем - уже расстрел.
Чуть дальше - письмо из Красноярского управления
КГБ в адрес "Мемориала" со списком
уничтоженных музыкантов и "деликатная"
просьба держать эту информацию при себе, не
передавать ее для публикаций. А ведь это уже наши
дни...
Анатолий ФЕРАПОНТ0В
Городские новости 04.11.97