Черный октябрь-17
Более 50 тысяч жителей нашего края были объявлены врагами народа
В прошлый четверг Россия отмечала скорбный День памяти репрессированных в годы революции и сталинского террора. Красноярск встречал этот день по-особому
Несколько сотен красноярцев собрались у строящегося Свято-Никольского храма памяти жертв репрессий, чтобы помолиться за тех, кто в кровавые годы был поставлен к стенке, не вернулся из зон и ссылок, став фундаментом будущей свободы. Мало кого из красноярцев те годы обошли стороной. Вот старушка со свечой, куда-то вдаль смотрят глаза седовласого мужчины, замолкла что-то тараторившая девчушка...
В ту пору наш край стал огромным концентрационным лагерем, куда сгоняли не только инакомыслящих, но и тех, кто попал под топор внутреннего геноцида, организованного Страной Советов.
Железные сапоги и шины черных «марусь» проехались и по нашим землякам. Более 50 тысяч жителей края были расстреляны, отправлены на голодное и холодное прозябание в лагеря, на «великие стройки коммунизма»; как в песне Высоцкого, «повезли из Сибири в Сибирь».
Только с 1956 года в СССР началась поэтапная реабилитация жертв репрессий. В годы правления Брежнева органы госбезопасности ее приостанавливали. 30 октября 1974 года в нескольких лагерях Мордовии и Перми очередные политзаключенные объявили голодовку, требуя признания их узниками совести и убеждений. Их поддержали гонимые властью правозащитники, через которых о беспрецедентной акции узнала мировая общественность, – и впервые потускнел блеск рубиновых звезд Кремля. С тех пор этот день в СССР отмечался как День памяти жертв политических репрессии негласно и только с 1991 года – официально.
...Горели свечи у распятия, глаза Спасителя скорбно смотрели на быстрые и холодные енисейские воды. Люди внимали молитве.
Старики гладили по волосам притихших детей. Не дай им Бог познать такого...
Роман Крэйг
«Комок», № 44, 05.11.1997 г.