Недавно житель райцентра Андрей Давидовыч Христ получил из управления внутренних дел администрации края справку о реабилитации своего отца. Текст этого документа стандартный, как и сам бланк. В нем сказано, что Христ Давид Фридрихович, 1900 года рождения, проживающий в селе Швед Красноярского района Саратовской области, выселен в сентябре 1941 года органами НКВД. И далее не менее стереотипное основание применения репрессии – указы Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа и 26 ноября 1941 года. Новым является лишь один момент: теперь в справке указывается – "по национальному признаку". А это означает, что выселялись абсолютно все немцы, проживающие в Поволжье, независимо от возраста, пола, вероисповедания и даже партийности. Беда не миновала никого, включая малых детей и слабых, немощных стариков.
Оказывается, на Давида Фридриховича, несмотря на то, что его сейчас посмертно реабилитировали, до сих пор в архиве краевого управления внутренних дел хранится личное дело под номером 24 262. А в нем, наряду с другими документами, фотография ссыльного, которую сейчас вернули сыну. Это и стало поводом для обстоятельного разговора с Андреем Давидовичем.
Семья Христ, как и многие среди поволжских немцев, была многодетной. Отец, Давид Фридрихович, вместе с матерью, Эмилией Генриховной, воспитывали шестерых ребятишек – Давида, Амалию, Генриха (это сейчас он Андрей), Готлиба, Эмму и Фридриха. Всех восьмерых, вместе с другими односельчанами, посадили в эшелон и отправили в Сибирь. Поезд с подневольными пассажирами, под охраной, шел по железной дороге, и на крупных станциях от него отцепляли по нескольку вагонов. Семье Христ выпало выходить в Ачинске. Так они оказались в деревне Баженовка.
Трудоспособных мужчин и юношей, и даже некоторых женщин вскоре отправили отбывать трудовую повинность. Давид Фридрихович попал в город Киров, и работал там с января 1942 по январь 1944 года. А старший сын Давид умер от непосильной работы и болезней в 1943 году.
После окончания войны появились некоторые надежды на то, что немцам, может быть, разрешат вернуться на родину, в Поволжье. Но им не суждено было сбыться. А семью Христ вскоре постигло еще одно горе – первого августа 1946 года в речке утонул одиннадцатилетний Готлиб.
В феврале 1956 года последовало долгожданное событие – снятие с учета в спецкомендатуре всех немцев Поволжья. Но возвращаться домой им не разрешили. А в 1961 году семья Христ решает перебраться в Казахстан, куда их пригласили родственники. И лишь Генрих, которого в тому времени на русский обычай переименовали в Андрея, остался на улуйской земле.
На чужой стороне, в селе Михайловка, что в Джамбульской области, умерла в 1968 году Амалия, которой тогда исполнился 41 год. 31 октября 1977 года скончался Давид Фридрихович, а седьмого мая 1980 года – Эмилия Генриховна. Сейчас в живых остались только Эмма и Фридрих, самые младшие из семьи Христ. Они живут в Германии. Эмма уже оформила вызов Андрею, и он собирается уехать в Германию в течение ближайшего полугодия.
В.Усков
На снимке: Давид Фридрихович Христ во время ссылки, когда он проживал в деревне Баженовка. Фотография сделана 20 марта 1951 года.
Фото прислано из архива управления внутренних дел администрации края.
«Вести», № 20 (6438), 17.02.1998 г.