История строительства теплохода «Советская Сибирь»
В 1948 году в моей жизни произошло драматическое событие. Моя мама в 1924 году работала заведующей детским садом в Ясной Поляне. Директором заповедника «Ясная Поляна» была тогда дочь Л. Н. Толстого Александра Львовна.
В 1948 году, уже проживая в США, Александра Львовна выступила против советского режима в России. А моя мама поделилась с соседями: каким замечательным человеком она знала Александру Львовну. В результате – 58-я статья и 10 лет лагерей.
Оставить меня на теплоходе «И. Сталин», где я работал механиком, первый отдел счёл невозможным. Так, в 1949 году я оказался на берегу исполняющим обязанности механика-наставника. Осенью 1949 года меня направили в г. Омск для оказания помощи при запуске механизмов строящегося для Енисея рефрижератора. Судно было изготовлено Сормовским заводом перед войной, в разобранном виде привезено в Омск и разгружено на трёх железнодорожных станциях. Война помешала сборке.
А понадобился он МВД вот для чего. Норильскому комбинату мясо завозили в виде живого скота, на специальных баржах-скотницах. Скот при этом терял упитанность, был большой падёж. Кроме Норильска, на севере Енисея выросла Игарка. В МВД, тогдашнем хозяине Норильска, кто-то знал, что до войны должен строиться рефрижератор в Омске.
Омский судоремонтный завод не мог взяться за достройку: не было ни людей, ни техники. И тогда всемогущее МВД договорилось с Минречфлота построить своими силами рефрижератор для Енисейского пароходства, с расчётом перевозок для Норильска.
Около 200 человек спецконтингента, в основном попавшие в окружение военнопленные, были направлены в Омск. Квалифицированных специалистов среди них не было. Действовал принцип: не можешь – научим, не хочешь – заставим. Позже приехали специалисты-электромонтажники с одного из судостроительных предприятий Союза.
Судно было изготовлено по старой технике – клепаньем. Клёпка к тому времени подзабылась, пришлось восстанавливать эту технологию вновь. В первое время было много брака, по требованию Регистра приходилось срубать заклёпки и клепать снова.
Уполномоченным Норильского комбината по строительству был Александр Иосифович Любарский, энергичный и предприимчивый человек, хороший организатор, мог возглавить любое дело. Сам он имел 58-ю статью, но давно был расконвоирован, хотя и лишён прав. Выезжал он в Омск через1-2 месяца. В эти промежутки времени завод для своих нужд снимал людей со строительства, правда, не всех. Любарский по приезду брал у капитана и механика отчёт о состоянии дел, потом собирал партком завода, хотя сам на нём присутствовать не мог. Иногда устраивал вызов директора в областное управление МВД. Это значительно ускоряло дело.
Снабжение материалами было хорошим. Благодаря шефству МВД, строительство шло быстро.
Моё посещение места строительства в качестве механика-наставника было осенью 1949 года. Судно в основном было построено. Впечатление на меня оно произвело сильное. Длина 126 метров, двухэтажная надстройка, посмотришь из рубки – голова кружится.
Спускаюсь в машинное отделение: человека четыре или пять запускают первый вспомогательный двигатель, но он даже не шевелится. Мало давления пускового воздуха – заключают они, поднимают давление чуть ли не до 40 атмосфер – результат тот же. Я предлагаю проверить установку пускового клапана и угол подачи топлива. Оказалось, что представления об этой операции никто из них не имеет. Беру руководство на себя – выясняется, что регулятор с кулаками пускового клапана и топливных насосов установлен произвольно. После их установки на место двигатель пошёл – мужики даже заплясали от радости.
На очереди – пуск главных двигателей. Произвёл опрессовку водой, маслом, воздухом, проверил топливные насосы, и дизели пошли с первого пуска. Оставались ещё два вспомогательных двигателя, но у них ещё не было выхлопного трубопровода.
Наступила осень – ноябрьский праздник, пора было возвращаться домой. После недолгого пребывания в Красноярске меня пригласил начальник пароходства Иван Михайлович Назаров и предложил должность механика рефрижератора, который получил название «Советская Сибирь». И я поехал в Омск достраивать судно.
В процессе строительства инициатором изменений устаревшего проекта был капитан Николай Николаевич Балакин. В результате была увеличена продольная прочность корпуса. Изоляция надстройки произведена пробковыми плитами. Радиостанция вынесена на палубу и размещена за рулевой рубкой. Вход в рулевую рубку сделан из жилого помещения. Окна в надстройке выполнены по типу финских пароходов: открывались на шарнирах вверх.
Мой предшественник, пожилой человек с Волги, в ДВС разбирался слабо и ни во что не вмешивался. И мне пришлось тоже вносить определённые коррективы в проект. По моим чертежам были изготовлены топливная и топливоперекачивающая системы. Так как рейсы Красноярск – Дудинка – Красноярск довольно продолжительны, я предложил изготовить и установить масляный танк, что и было сделано.
Систему выхлопа вспомогательных дизелей сделали в моё отсутствие. Мои претензии по поводу малого диаметра трубопровода и недопустимо крутых колен главный инженер признал неосновательными. После пуска вспомогательных двигателей их предстояло испытать под нагрузкой. Вот тогда и оправдались мои замечания. Пришлось срочно заменять выхлопные трубы.
В порядке заводских испытаний пошли в пробный рейс. После того, как вывели судно на фарватер и запустили главные двигатели, услышали сильный стук в правом валопроводе. Оказалось, в винт попала часть стапеля и он был сломан. Благодаря наличию контрпропеллера в насадке, гребной вал у винта не пострадал. Однако наружный конец в валовом тоннеле получил изгиб с биением его около 10 мм.
Люков над винтами не было, продоковать такое судно было негде. Предлагалось многое, например, сделать люки над винтами, с дифферентовкой судна наливом воды в форпик. Люки вырезаны были, хотя вода почти полностью заполняла валовые тоннели, воздушная подушка была 20-30 мм.
Выдвинули вал из контрпропеллера, предварительно вынув специально предусмотренную часть валопровода. Через люк я спустился в тоннель, использовав в качестве акваланга противогаз, фильтр с которого сняли, а трубку вывели вверх, наружу. При осмотре я убедился, что одна из лопастей винта сломана. Одев ключ на гайку, с помощью трубы и металлического барца (болванки диаметром 40-50 мм) отвернули гайку, сняли винт, отковали лопасть и приварили.
А вот вал на месте выправил омский умелец, с помощью бензореза. Он нагрел его и охлаждал, без единого удара довёл биение вала до 0,1 мм, на этом и остановились. После чего благополучно сходили на ходовые испытания.
Между тем, теплоходом «Советская Сибирь» заинтересовался Омский обком партии, и появилась угроза, что он будет оставлен на Иртыше. Да и дальнейшая проволочка грозила сорвать его перегон на Енисей, ведь наступил уже август.
Прибыл председатель приёмной комиссии Николай Николаевич Ефремов. Решили до пуска холодильной установки сходить на ходовые испытания. Пошли. Без приключений не обошлось и на этот раз: при повороте задели грунт правым рулём, перо руля оборвалось и повисло на сорлине. При этом деформировался фланец руля. Пришлось ставить уменьшенные болты. Регистр смотреть не стал, и теплоход «Советская Сибирь» благополучно прошёл испытательный рейс.
Запустили холодильную установку. Комиссия подписала приёмочный акт, который по требованию председателя положили в сейф капитана до устранения замечаний комиссии.
Монтаж и пуск холодильной установки курировал главный механик Омского мясокомбината. После зарядки аммиаком холодильные компрессоры были запущены. Проработав около суток, дал трещину испаритель холодильной установки, его срочно заварили.
После достижения минусовой температуры в трюмах, стали под погрузку к причалу мясокомбината. Через сутки работы испаритель снова дал трещину. Положение стало катастрофическим. Механик мясокомбината предложил установить имеющиеся на комбинате два испарителя суммарной мощностью равной аварийному, хотя и другого типа (фирмы «Линда», Австрия). Для этого нужно было разрешение министра пищевой промышленности.
Вот тут Любарский ещё раз оказался на высоте: по телефону свёл министров МВД, пищевой промышленности, речного флота и директора Омского мясокомбината. Всё это происходило в течение субботы, а в воскресенье на двух машинах испарители были доставлены и погружены на судно. В течение суток произвели их монтаж и запустили холодильную установку. После этого закончили погрузку и 15 августа отправились домой – на Енисей.
Лев Ермолаев, ветеран Енисейского речного пароходства.
Речник Енисея, № 22, 5-11.06.1998.
Механик Лев Ермолаев, уполномоченный Норильского комбината по строительству
«Советской Сибири» Але5сандр Любарский, капитан Николай Балакин