Каждый норильчанин, проезжая мимо реки Амбарки в аэропорт, обращает внимание на маленький паровозик, стоящий недалеко от железнодорожного моста по пути от Норильска до Дудинки. Невзрачный, в богом забытом местечке суровой тундры. А ведь это малая толика того, что заставляет помнить о первой дороге, которая связывала наш город с портом. Милая сердцам многих старожилов узкоколейка.
Давно уже не ходят по ней поезда. От железной дороги осталась лишь насыпь да кое-где сложенные штабельками рельсы. Такая нужная раньше "железка" будто в наследство после себя оставила узенькую тропку. Огибая болота и озера, вьется она по просторам тундры. Лишь любители путешествий хорошо с ней знакомы. Уже не пугает птиц шум локомотивчика, только урчание редко проезжающих мотоциклов нарушает их покой.
Много воды утекло с далеких тридцатых годов, когда строили ту железную дорогу заключенные Норильлага. Своими руками они сооружали себе особого рода памятник, который долгое время снабжал Норильск продуктами и нужными материалами, а страну - металлом. Редкие покосившиеся кресты на холмах напоминают о том тяжелом времени.
Идя сегодня по узкоколейке, путник может быть приятно удивлен. Причина этому - стоящие на обочине избушки- выручалочки. Эти незатейливые убежища имеют своих хозяев, но служат еще многим-многим любителям побродить по тундре, спасая зимой от лютых ветров и морозов, а летом - от зноя и ненавистных кровососущих.
Это одно из немногих и самых доступных мест отдыха рыбаков и охотников. Видимо, второе предназначение так называемой сталинской дороги - просто дарить людям радость от общения с отдаленными уголками тундры.
С. КРИВЦОВА, фото автора.
Заполярная правда 24.07.1998