












Туруханский край видел столько опальных людей, что вправе гордится этими личностями. А вот знаем мы о них мало. Пожалуй, только Ариадна Эфрон на слуху да автор интереснейшего романа «Наследник из Калькутты» — Штильмарк. Впрочем, и сын его Феликс Штильмарк тоже бывал в нашем районе, изучая охотничий промысел.
Из других известных лиц, может быть, кое-кто и знает автора песни «Товарищ Сталин. Вы — большой учёный» Юза Алешковского, хотя почему-то большинство считает, что песня о Туруханском крае принадлежит Владимиру Высоцкому.
Чтобы как-то восстановить имена, побывавших в Туруханске лиц, достаточно обратиться к краевым архивам.
Вот недавней находкой стало имя Дмитрия Николаевича Медведева. Всего одна строчка: вместо Туруханска его перебрасывают в Норильск — заставила наводить справки. Не тот ли это Медведев, который был знаменитым партизанским командиром, увенчанный званием Героя.
Прославился Д. Н. Медведев тем, что раскрыл в Крыму мощную контрреволюционную организацию. Так он становится известным чекистом.
И вдруг — травля. Из-за брата, который оказался оппозиционером. Так, видимо, надо было чекистам. Но они не учли характера Дмитрия Николаевича, которого считали мягким, но строптивым. Не побоялся идти на приём к Ежову и Сталину. Медведева решили не сажать. Перевели на работу в ГУЛАГ. Сначала его отправляют на строительство Беломоро-Балтийского канала, но с чьей-то «лёгкой» подачи решают перевести куда-нибудь подальше: в Туруханск или Норильск.
Видимо, и в те времена отношения порядочности существовали, коли Завенягин и Медведев оказались вместе хоть не узниками, но созидателями, несмотря «на запятнанную биографию».
Но истинный чекист был и истинным патриотом. Сколько попавших в плен он освободил, не давая их на расправу НКВД. Его партизанский отряд под Ровно поистине был славным коллективом.
Но лавры опального чекиста не давали покоя некоторым его коллегам. Ведь ещё до войны Медведев брал на себя смелость освобождать заключённых, отбывших свой срок в Норильске. Его наказывают «за необоснованное массовое прекращение следственных дел». Власти не хотели, чтобы попавшие в лагерь освобождались истечении срока. Надо было искать причины для повторного их заключения, чего Медведев по свой гражданской совести делать не мог. Его, конечно, не успели расстрелять, разрешив умереть за Родину.
В августе 1941 года Медведев ушёл в тыл к немцам. О том, как партизанил знаменитый чекист, написано в его книге «Сильные духом».
Дмитрий Николаевич умер в возрасте 56 лет. Опальному чекисту жилось не сладко. Нервотрёпка подорвала сердце. В этом году ему бы исполнилось 100 лет.
Ю. Шемякин.
Маяк Севера, № 72, 5.09.1998.