1 ноября отмечался День памяти жертв политических репрессий. До сих пор в Норильске и в его городах- спутниках живет немало тех, кто прошел через адскую машину сталинских лагерей. Выросли дети и внуки детей репрессированных, для которых Таймыр - дом родной. Центральное телевидение сподобилось показать фильм "Затерянный в Сибири" - великолепную работу режиссера Митты, ну а наш "Северный город" - фильм "Француз в ГУЛАГе".
Странно, что герои этих фильмов - англичанин и француз; я бы лично, как и многие мои знакомые норильчане, предпочел посмотреть "Холодное лето 53-го", где блистательно сыграл свою последнюю роль политзаключенного русский артист Папанов.
О каких-либо солидных мероприятиях к этой дате в Норильске я что-то не слышал, вроде бы в местном музее презентовали 4-ю книгу "Мемориала".
А вот памятник построившим город и комбинат в Заполярье, так и не открыли. Наверное, как всегда, проблема в деньгах, хотя поляки и прибалты нашли и деньги, и время приехать за десятки тысяч километров, чтобы увековечить память своих земляков.
И вдруг меня осенила страшная мысль: а вдруг гулаговская система до сих пор живет в промрайоне и процветает? Бродит по НПР призрак Великого Сократителя...
Иначе чем объяснить, что выбрасывают с производства десятки тысяч людей без всякого не то, что "спасибо" за многолетний труд, но и достойного материального вознаграждения. Дают крохи, за которые на "материке" и собачьей будки не купишь, да и то за ними не один месяц надо побегать, поунижаться...
Чтобы "дисциплинировать" комбинатский народ, несколько месяцев назад издали в недрах комбината абсолютно "энкавэдешный" указ, где предлагалось за приличное вознаграждение "стучать" рабочим друг на друга, если коллега пришел на производство "поддатый". А недавно заработал в АО "НК" телефон доверия, куда может позвонить каждый и "доложить". Вот она реанимированная лагерная психология! А если учесть, что идут на всех уровнях власти в НПР постоянные разборки, когда каждый тянет одеяло на себя, показывая, кто здесь главнее, а в итоге страдают простые маленькие люди, то это уж точно нормальным наше заполярное сообщество не назовешь.
И не решит ни одной сегодняшней проблемы решение закрыть город. Все равно как ехали сюда не лучшие люди бывшего СССР, так и будут проникать, добавляя еще больше криминального духа в душную атмосферу.
Вся Россия напоминает сегодня, по большому счету, один большой лагерь, где все мы вынуждены биться за свое существование.
П. ПАЩЕНКО.
«Заполярная правда» №173 от 05.11.1998 г.