И ВСЕ-ТАКИ ТАЙНА ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОМ
Об этом мы беседовали с Любовью ЛИМАЕВОЙ, директором Центра хранения и изучения документов новейшей истории (ЦХИДНИ).
— Архивы — кладезь документов прошлого, память нации, наших отцов и дедов. К этим документальным источникам люди обращаются не из праздного любопытства, но чтобы лучше понять современность.
На стеллажах шести хранилищ центра размещено 660 тыс. дел, в том числе 1250 фотографий, 2288 документов частного характера, 219542 дела по личному составу. Это документы, созданные в ходе деятельности партийных и комсомольских организаций; они являются составной частью Архивного фонда края.
За восемь лет существования центра (с 1991 года) в его читальном зале работали 232 исследователя — преподаватели вузов, аспиранты, студенты, краеведы; им выдано 11 тыс. дел.
Темы исследований: "Становление Байкитской парторганизации", "Молодежные движения в крае, 1917—1995 гг.", "Перевод промышленного военного потенциала Восточной Сибири на военные рельсы накануне и в годы войны, 1939 —1943 гг." ,"Принудительное переселение в Красноярский край 1940—1965 гг.". "Профсоюзы края в довоенный период", "Культурное развитие крое 1955—1990 гг " "Национальное движение в Хакасии, конец XIX — середина XX вв.". "Раскулачивание в сибирской деревне на примере края".
За зто время работники архива, разыскав необходимые документы, выдали более 800 справок о заработной плате, о трудовом стаже.
— Архивы порой упрекают в закрытости...
— Речь идет о документах, содержащих сведения о тайне личной и семейной жизни граждан: медицинские справки и заключения, личные дневники и письма о семейных и интимных отношениях, материалы органов партийного, советского, народного контроля, в том числе, опять же, персональные дела, содержащие сугубо частную информацию об интимной, семейной жизни граждан, сведения о состоянии их здоровья и имущественном положении, сведения о личностях, раскрытие которых может причинить ущерб или подвергнуть опасности их самих, а также их родственников; официальные обращения, заявления, письма граждан в государственные и партийные органы по вопросам, затрагивающим честь и достоинство других людей.
Дело не в закрытости. Как гражданин демократического правового государства я говорю: "Не хочу, чтобы мое личное дело читали!". Это охрана наших с вами личных прав, закрепленных Конституцией РФ.
Я, конечно, понимаю некоторых исследователей, которым очень хочется почитать личные дела бывших партийных лидеров, руководителей края. Или дела ранее репрессированных, а ныне реабилитированных граждан.
В документах 30-х годов есть такие сведения: член первичной парторганизации обвинял (оговаривал) такого же члена партии в принадлежности к антипартийным блокам и предлагал исключить его из КПСС. Если такие сведения где-то упомянуть, какими последствиями это может обернуться? У каждого из них есть дети.
Так что существующие ограничен/я в области использования архивных документов закреплены Основами законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде РФ и архивах", Законом PФ "Об информации, информатизации и защите информации" ,Указом Президента РФ "Oб утверждении перечня сведений конфиденциального характера".
— Все ли архивные документы на сегодняшний день рассекречены? Если не все, то какие закрыты и почему ?
— Конечно, не все. Полного рассекречивания, по-моему нигде в мире нет. Есть Закон "О государственной тайне", регламентирующий тот объем сведений, который не мажет быть предан гласности. Это сведения об обороноспособности страны, данные военного характера и др.
В настоящее время продолжается работа по рассекречиванию документов. За 1992 — 1998 гг. комиссией, созданной согласно приказу комитета по делам архивов. рассекречено более 130 тысяч дел. В конце 1998 года в соответствии с решением Межведомственной комиссии по защите гостайны от 27.02.98 с целью организации работы по рассекречиванию документов, созданных в процессе деятельности крайкома КПСС, создана межведомственная экспертная комиссия при администрации края. Комиссии принимает решение о рассекречивании документов в плановом порядке и по инициативе пользователей, а также о возможном характере использования рассекреченных документов Проводятся консультации с организациями, сведения о деятельности которых содержатся в документах бывшего крайкома партии.
Поэтому на вопрос, сколько еще засекречено, ответить несложно — всего 0,5 процента Упомянутая цифра постоянно меняется, так как в информационный оборот постоянно поступают новые документы, с которых снят гриф секретности. В этом году межведомственная экспертная комиссия занята снятием грифа "секретно" с документов крайкома КПСС за 1968 г.
Об этом комитет по делам архивов ежегодно информирует кафедры общественных наук всех вузов края, готовя обзоры рассекреченных документов.
— А если исследователь, допустим, случайно познакомится со сведениями, компрометирующим человека, и распространит их, он несет ответственность за незаконное распространение информации о тайне личной жизни?
— Нет. Отвечает тот, кто доверил эти сведения используя свое служебное положение. Исследователь несет только моральную ответственность. Желая заработать ии просто рекламируя себя, он пошел на сомнительный шаг.
Ограничения в использовании архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан — об их здоровье, семейных и интимных отношениях, а также создающие угрозу их жизни и безопасности жилища —устанавливаются на 75 лет (со времени создания документов), и доступ к ним может быть разрешен самим гражданином, а после его смерти — его наследниками. Это положение установлено федеральным законодательством, есть эта норма и в Законе "Об Архивном фонде Красноярского края и архивах".
Вот пример. Господин Сиротинин, председатель Красноярского городского историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества "Мемориал", работал в центре по теме "Политические репрессии в крае", ему выдали 148 дел, в выдаче 16 персональных дел было отказано. Это документы парткомиссии, где есть сведения, способные причинить ущерб или подвергнуть опасности человека или его родственников, а также обращения граждан в государственные и партийные органы, затрагивающие честь и достоинство других физических лиц.
Получив отказ в выдаче дел, господин Сиротинин посчитал, чо сотрудники архива долны чтить интерес исследователя, а не права граждан, закрепленные в ст. 23 и ст. 24 Конституции РФ ("Каждый имеет праве на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени", "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается".
Он считает, что статья 7 Основ законодательства РФ "Об Архивном фонде Красноярского края и архивах" ("Не допускается создание тайных архивов из документов государственной части АФ РФ ((Красноярского края) либо создание тайных архивов, затрагивающих права и законные интересы граждан") не должны соблюдаться сотрудниками центра.
Господин Сиротинин очень настойчиво желает посмотреть документы, находящиеся на государственном хранении, а вот свои , собранные из архивов и от граждан, не желает показывать общественности. На основании Основ законодательства об Архивном фонде ЦХИДНИ несколько раз предлагал свои услуги в хранении, учете, научной обработке и использовании документов "Мемориала", но всегда получал отказ.
Центр готов предоставить документы для любого гражданина. Но в соответствии с законом.
Городские новости 16.02.1999