Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

У трагедии есть очевидцы


Интересную тему в публикации «Смертоносная баржа» («Речник Енисея» № 5 за 5-11 февраля 1999 г.) поднял Анатолий Дьяков. Статья написана на основе воспоминаний бывшего заключённого Николая Залепухина. К сожалению, не имея перед собой других источников информации о случившейся трагедии, автор допустил ряд неточностей.

В разное время мне доводилось встречаться с участниками тех событий, каждый из них рассказывал об этой трагедии со своей позиции. Из этих рассказов нельзя было составить общую картину затопления баржи № 46, в трюмах которой были заключённые, а документов расследования этой аварии в архивах Судоходной инспекции и Енисейского пароходства нет.
Одним из очевидцев был Василий Яковлевич Миуцкий (Меусский - Ред. сайта) , который находился в трюме этой баржи, будучи заключённым. После этого до конца своих дней он жил и работал в Подтёсово. Рассказ Василия Яковлевича мало чем отличался от воспоминаний Н. Залепухина. В основном люди в трюме погибали из-за паники, они давили друг друга на трапах и втаптывали в воду. Василий Яковлевич спасся благодаря тому, что залез по укосине под палубу баржи и вылез из трюма, когда выход оказался свободным. Всё происходило глубокой ночью, и почему затонула баржа, он не знает, но в случившемся обвинял капитана парохода «Папанин» М. Е. Фадеева.

Другой очевидец – Валентин Таскин, который работал в 1942 году маслёнщиком на теплоходе «Служебный». Их судно в ту роковую октябрьскую ночь стояло в Предивной в 4-5 км от места затопления баржи. Валентин нёс вахту и где-то в 3-4 часа ночи услышал тревожные гудки парохода в районе Предивинского переката. Он доложил об этом помощнику механика М. Л. Соловьёву, который разбудил капитана и начальника пароходства И. М. Назарова, и они сразу вышли на место аварии. Там они увидели, что баржа № 46 стоит на грунте у правого берега, ниже Предивинского переката, в полузатопленном состоянии, вся палуба была забита людьми, которые кричали и махали руками. На «Служебном» попытались подойти к борту баржи, но охранники не позволили – сразу стали стрелять в воздух и кричать, что если катер подойдёт к барже, то люди начнут прыгать на борт и утопят судно. Причины затопления баржи Валентин Таскин не знает, ему только известно, что в её трюм интенсивно стала поступать вода, ударов или толчков никто не слышал.

Пароход «Папанин» в это время стоял на рейде с баржей «Норилка». Тогда в Енисейске формировался последний караван для теплохода «Клим Ворошилов». Для него «Папанин» и вёл из Красноярска три баржи - №№ 46, 83 и «Норилку». Это был трагический рейс «Папанина» под руководством капитана А. Е. Фадеева – все три баржи были утоплены в разных местах: баржа № 83 получила пробоину в Атамановских камнях, и её оставили в Атаманово, баржа № 46 затонула ниже Предивинского переката, а баржа «Норилка» была пробита в Казачинском пороге и вытолкнута к берегу в Пискуново.

Пароход «Папанин» прибыл в Енисейск в десятых числах октября без барж. Теплоход «Клим Ворошилов» отошёл с караваном на север с большой задержкой, из-за чего был риск случайной зимовки, которая и состоялась в Сухой Тунгуске, где при весенней подвижке льда все баржи погибли, но это уже другой рассказ, который, возможно, продолжат наши ветераны.

В прошлом году мне довелось встретиться с капитаном теплохода «Клим Ворошилов» Александром Николаевичем Здоровым. В ходе беседы я коснулся темы гибели баржи № 46 с заключёнными из каравана парохода «Папанин». Александр Николаевич сказал, что баржа № 46 утонула из-за вырезанного «окна» в её корпусе, частично – ниже ватерлинии. Это сделали заключённые, которые готовили ночной побег. Когда ночью они выдавили «окно», вода начала медленно поступать в корпус, по мере увеличения осадки баржи поток усиливался, люди, не причастные к организации побега, спали, но когда подтопило нижние нары, началась паника.

Сколько погибло людей? На этот вопрос точного ответа никто дать не смог, а оперировать цифрой с потолка в таком деле нельзя. С сохранностью документов дело обстоит сложно, но людская память хранит много интересных исторических событий произошедших на Енисее.

Мы благодарны читателям «Речника Енисея» и всем людям, которые присылают свои воспоминания о делах давно минувших дней, и не нужно их строго судить за ошибки, которые иногда случаются, а по мере возможности эти ошибки исправлять, привлекая ветеранов флота, историков и архивные материалы наших музеев.

Виталий Козаченко, член редсовета газеты «Речник Енисея».
Речник Енисея, № 10, 12-18.03.1999.


/Документы/Публикации/1990-е