












И сегодня доступен не каждый архив
В газете «Городские новости» за 16 февраля этого года помещена публикация о Центре хранения и изучения документов новейшей истории с размышлениями его директора Любови Лимаевой о жизни вверенного ей учреждения. Публикация называлась "Из прошлого вырастает будущее", по жанру это интервью, только почему-то без подписи журналиста
Желание членов красноярского общества "Мемориал" провести в партархиве исследовательскую работу о репрессиях в Красноярском крае немедленно встретило противодействие со стороны его директора Л.Лимаевой. Я удостоился "чести": дела, которые предназначались для выдачи мне, лично просматривались Л.Лимаевой от корки до корки, и она, по ей одной ведомым критериям, решала, выдавать мне эти дела или нет. Речь шла даже не о персональных делах лиц, виновных в уничтожении красноярцев. Мне перестали выдавать протоколы заседаний бюро крайкома.
Однажды мне было отказано в выдаче протокола, с которым я уже знакомился. Я удивился, просмотрел свои старые записи. Оказывается, там был список фамилий (даже без инициалов) людей, арестованных в Хакасии. Эти сведения Л.Лимаева посчитала секретными.
Окончание ее интервью целиком посвящено мне, собственно, ради этого все и затевалось. Посчитали, что пора заняться дискредитацией красноярского общества "Мемориал". Мне, как председателю общества, брошено обвинение в создании тайного архива, затрагивающего права и законные интересы граждан. На самом деле никакого тайного архива не существует, а существует архив общества "Мемориал", который формируется в соответствии с положениями устава, утвержденного в законном порядке.
"Г-н Сиротинин, — сообщает Л.Лимаева, — не желает показывать общественности материалы, представленные в архиве "Мемориала". При этом Л.Лимаева не называет ни одной фамилии, ни одной организации, которым было бы отказано в ознакомлении с документами. Мы не ведем такой тщательной статистики, как в госархиве, — у нас нет для этого штатов. "Мемориальцы" трудятся бесплатно, но число людей, знакомившихся с нашими документами, сопоставимо с числом исследователей, работавших в партархиве. Мы предоставляем информацию школьникам, студентам, аспирантам, журналистам, просто российским гражданам без ходатайственных писем и ограничений. В отличие от партархива, все документы мы предоставляем бесплатно. Только в последнее время нами переданы документы в Игарский, Минусинский, Шушенский и другие музеи и общества (всего около 250 копий).
Л.Лимаева приводит, на первый взгляд, впечатляющие цифры 8-летней работы партархива, но простые расчеты показывают, что за месяц в упомянутом архиве работает 2-3 исследователя. Негусто. Связано это с очень строгим ограничением в получении документов, касающихся преступлений коммунистического режима. И дело не в сведениях о здоровье, семейных и интимных отношениях, как сообщает Л.Лимаева. Речь идет об информации о преступниках и преступлениях против собственного народа.
Статьи 23 и 24 Конституции РФ, на которые ссылается Л.Лимаева ("Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени"), к большому сожалению, не снабжены подробными комментариями, где было бы указано, что считать семейной тайной, а что нет. И поэтому руководитель архива проводит отбор на свое усмотрение. Может статься, что в конце концов все сведения, хранящиеся в делах, можно будет отнести к семейным тайнам, прекратив допуск к ним. Ведь закон в нашей стране всегда был "...что дышло, куда повернешь, туда и вышло".
А что касается объединения наших архивов – мы к этому не готовы. Не исключаем такой вариант: свои материалы мы в партархив отдадим, а Л.Лимаева, сославшись на какой-нибудь закон или параграф, закроет доступ не только исследователям, но и нам, "мемориальцам". Так что с объединением придется подождать.
В конце мне хочется сказать, что архив общества "Мемориал" открыт для всех.
Автор — председатель краевого общества
"Мемориал"
Владимир СИРОТИНИН
По просьбе редакции это письмо комментирует председатель архивного комитета Валентина ПУШКАРЕВА:
"Архивный фонд Красноярского края является составной частью Архивного фонда России и представляет собой национальное достояние государства. Следовательно, работа по обеспечению сохранности, формированию и использованию документов Архивного фонда регламентируется федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, краевым Законом "Об Архивном фонде Красноярского края и архивах". И каждый чиновник, работающий в архиве, обязан неукоснительно их исполнять. Поэтому такой важный вид работы как организация использования документов, хранящихся в архивах, ведется не по прихоти их работников, а в соответствии с действующим законодательством.
Архивный фонд Красноярского края формируется из документов государственных и общественных организаций. Документы общественных организаций составляют негосударственную часть Архивного фонда края и передаются в Центр хранения и изучения документов новейшей истории. Центром установлены деловые отношения со многими общественными организациями и движениями, действующими на территории нашего края. Понимая историческую значимость документов, собранных обществом "Мемориал", работники Центра обратились к его руководителю с предложением о сотрудничестве. Однако отсутствие взаимопонимания мешает этому.
Надеемся, что осознание необходимости совместной работы в рамках действующего законодательства поможет исключить взаимные претензии обеих сторон и установить деловые контакты".
«Городские новости», 16.03.99