Печаль наша светла
«7 часов 30 минут.
Б эфире Норильское радио...»
Тысячи жителей Большого Норильска и сегодня начинают утро именно с этой радиостанцией. Только не услышать уже нам в ее эфире чуть глуховатый, с перекатывающимся «р», говор Гунара Робертовича, на протяжении стольких лет бывшего неотъемлемой частью норильского бытия...
Сорок дней как нет с нами Гунара Кродерса — журналиста, редактора, музыковеда, театрального критика и пропагандиста норильской культуры. Человека норильского времени.
Время — понятие неумолимое, жесткое, но кристально правдивое: одно стирает без следа, другое запечатлевает навеки, но отмечает все и вся, Гунара Робертовича оно отметило неумолимым историческим витком, забросившим его еще подростком в край белого безмолвия и беспределья. жестким испытанием на прочность и человечность и высветило безграничный запас его любви — к знаниям, слову, музыке, к истине и людям.
-Вижу Кродерса, склонившегося над типографским оттиском «Горняка», в руке — неизменная папироска... Много лет подряд, дза раза в неделю он, редактор, не гнушался роли выпускающего, редко перепоручая эту скучноватую обязанность своим сотрудникам. Не потому, что не доверял — считал, что так надо.
...Вот он торопится на радио.
— Договаривались на Два часа, боюсь опоздать...
Кродерс в концертном зале — какой концерт без него!
Кродерс на заседании художественного совета театра, Кродерс на открытии выставки в картинной галерее... Он воистину вездесущ и всюду поспевает. Без суеты, горячки, неспешно рассуждая.
Кто из нас, его коллег, возьмется детально разбирать все плюсы и минуты творческого сезона ДКК? На сцене — самодеятельные артисты, а у Кродерса — в газетной ли статье, радийном ли монологе — все, как о подлинных профессионалах: не простит ни единого просчета, огреха, но первым отметит успех и воздаст должное. «Истинный ценитель, проповедник культуры», — говорим мы о Гунаре Робертовиче, и не дай нам Бог забыть, что пропагандировал он прежде всего культуру жизни — организованной, добропорядочной, честной.
Время дало ему многое; закалку, любовь, признание. Не дало одного — защиты от неверного слова, глухого равнодушия. Человек с большой буквы беззащитен, другого защитит — не себя.
Гунар Робертович Кродерс навсегда останется человеком норильского времени.
Л. ШУЛЯК.
P. S. Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что на Ленинском проспекте, 11. появится мемориальная доска, и искренне надеюсь, что предложение об учреждении журналистской премии имени Гунара Кродерса, высказанное месяц назад на страницах «ЗВ». будет услышано и поддержано городской общественностью и руководством Норильского комбината,
НА СНИМКЕ: в зрительно- з«гиа они были всегда рядом — Гунзр Робертович и его
жена Римма Александровна
{Фоте т архива редакции).
Заполярная правда 20.09.1999