Национальный ответ
Поляки спрашивали у наших: а что, правда в России есть папиросы "Беломорканал"? И возмущались: но это ведь все равно, что мы бы курили сигареты "Освенцим"!
Вообще, им многое у нас непонятно. Потому к России отношение настороженное. И приезжать они сюда особенно не стремятся - сказывается историческая память: слишком много горя пришлось полякам хлебнуть здесь, в Сибири. Но у себя наших встречают радушно.
Ольга Подборская,
председатель правления краевой
национально-культурной автономии "Дом
польский", недавно вернулась из Кракова.
Говорит, Польша буквально не хотела ее отпускать:
в последний момент она потеряла билет на поезд,
который должен был везти ее домой. И спас ее -
купил новый билет - известный польский дирижер
Станислав Кравчинский. Откуда этот дирижер
взялся и почему так проникся судьбой нашей
землячки, мы сейчас расскажем. Но все по порядку.
- Ольга Леонидовна, вы возили в Польшу большую
выставку, подготовленную "Домом польским".
Расскажите, пожалуйста, что это было.
- Эта выставка сначала была показана у нас в
культурно-историческом центре во время биеннале,
в сентябре. Она посвящена истории сибирских
поляков, начиная с XVII века и до наших дней. У нас
выставка называлась "Висла-Енисей: 400 лет".
Но в Польше она несколько видоизменилась,
дополнилась новыми материалами и получила
другое имя - "Поляки в Красноярском крае". 28
октября она была открыта в Кракове, в выставочном
зале библиотеки Ягеллонского университета. А
сейчас она путешествует еще по нескольким
польским городам.
- Им это действительно интересно?
- Конечно. Ведь в Польше сейчас еще живет около 80 тысяч поляков-сибиряков - тех, кто оказался в Сибири (и именно в Красноярском крае) в годы сталинских репрессий. Почти во всех польских городах организованы так называемые "союзы сибиряков", и они очень активно действуют. Я увидела, насколько эта тема до сих пор болезненно людьми переживается. Как важно им сохранить об этом память, знать правду, насколько это возможно.
А ведь у многих поляков и сегодня сохраняется представление о Сибири как о крае каторги, ссылки, вечных морозов. Да и наши политики часто не способствуют налаживанию добрых отношений России со своим ближайшим соседом. В этом году отмечалась печальная дата в истории Польши - 60-летие начала оккупации страны российскими войсками по договору Молотова-Риббентропа. Это было 17 сентября. Президент Квасневский приехал в местечко Катынь под Смоленском - где в 1939 году было убито несколько тысяч человек польской интеллигенции. А наш премьер-министр Путин заявил, что якобы никакой агрессии со стороны России в отношении Польши не было. У поляков это утверждение вызвало шок. Поэтому мы в своей работе стараемся нащупывать пути к доверительному общению. Правда помогает очиститься и понять друг друга.
- Как поляки приняли вашу выставку?
- Было очень много трогательных моментов. Когда эти старички из "союзов сибиряков" узнали, что из Красноярского края приехали люди и хотят делать какую-то выставку, - для них это было огромное событие. Они приходили к нам каждый день. Многие из них пережили Норильлаг, участвовали в известном тамошнем восстании летом 1953 года. Когда они узнали, что я тоже раньше жила в Норильске, то буквально накинулись на меня с расспросами: как там стало? что на этой улице стоит? этот дом я своими руками строил, а сейчас там как? У них сохранилось множество документов. Благодаря этому мы значительно расширили нашу выставку. Нам приносили то, что у людей осталось с тех лет: один принес ложку, которую привез из ссылки, другой - номер с телогрейки, третий - телеграмму, которую отправил из Красноярска: о том, что возвращается домой (после 18 лет ссылки!). А еще письма, фотографии. Один бывший заключенный даже сделал макет Воркутинского лагеря, где он провел десять лет своей жизни. Сейчас он живет в Германии, а макет этот подарил краковскому "союзу сибиряков", и там все ужасы лагерного быта наглядно отражены.
- В Польшу эти люди уехали давно, сразу после освобождения?
- Да, давно, в 1955-1956 годах. В Польше они хорошо прижились, люди это в основном обеспеченные. А Сибирь, лагерь - это их молодость. Конечно, они вспоминают те годы, рассказывают о них своим детям. Тем более что для некоторых детей Красноярский край является родиной. Как, например, для сына пана Кравчинского, председателя "союза сибиряков" в Кракове. Среди материалов, которые он принес на нашу выставку, была крошечная детская шапочка - в ней они с женой привезли в Краков из красноярской ссыпки, где поженились, маленького Стасика. А теперь Станислав Кравчинский - известный в Европе дирижер. Я была на его концерте 1 ноября в день поминовения всех усопших. Это очень важная дата для поляков. Они покупают огромные букеты и свечи и везут их на свои невероятно ухоженные кладбища. А оркестр в тот день в большом костеле исполнял "Реквием" Моцарта. Я не думала подходить к Станиславу, но когда увидела, как он дирижирует, насколько он все пропускает через себя, решилась с ним заговорить. Зареванная после "Реквиема", я подошла к нему, поблагодарила за концерт и сказала, что приехала с родины пана Кравчинского - из Красноярского края. "А ты откуда знаешь, что я из Красноярска?" - спросил он меня пo-русски. А потом я водила его по выставке, мы смотрели карту края, выискивая место, где он родился, и мечтали о том, как он наконец осуществит свое давнее желание - приехать в Сибирь, туда, где его родители полюбили друг друга, где он появился на свет.
Еще очень трогательный эпизод был связан с паном Лотаревичем. Для выставки мы приготовили документы из архива УВД - просто выбрали несколько папок наугад. И надо же - в Кракове нашелся этот самый пан Лотаревич, чьи документы мы привезли. Надо было видеть, как он все это листал: автобиография, приговор, фотография, где он молодой и кудрявый... Он был бесконечно благодарен. На следующий день привез свою сестру, которая тоже была в Норильске, дочь, которая в Норильске родилась, - всех притащил познакомить со мной, посмотреть на живого человека из Красноярского края. Они даже устроили для меня ужин - было очень весело, мы пели. Я заметила, люди, которые прошли такую суровую жизненную школу, - они оптимисты. У меня отец такой же был.
- Ваш отец тоже был ссыльным?
- Мой отец отсидел 17 лет - два года в Воркутинской тюрьме, потом в ссылке. Я в ссылке родилась. Потому тема эта мне очень близка. А вообще-то, я не только дочка, но и внучка польского ссыльного: мой дед был выслан в Сибирь в конце прошлого века, а отец родился уже здесь. Дед был царским ссыльным, а отец - сталинским. Причем дедушка имел возможность уехать обратно в Польшу - накануне революции прабабушка с прадедушкой приезжали за ним. Он не поехал - у него к тому времени уже была жена и трое детей, и они решили остаться здесь. Но этот визит долго вспоминали: прабабушка была в каких-то невообразимых нарядах, в шляпках. Да и дед мой всегда оставался щеголем - не выходил из дома, не повертевшись перед зеркалом и не надев белые перчатки, - этакий крестьянин.
- Значит, судьба вашей семьи подтолкнула вас к занятию историей?
- Да. Ведь по образованию я филолог, несколько лет училась в Петербурге театроведению. А мое увлечение историей и нынешняя работа - это то, что я ощущаю как личный долг. У меня даже не возникает вопросов, нужно ли этим заниматься, - я знаю, что обязана выполнить эту миссию. А главная и бесценная награда мне - возможность общения с потрясающими людьми. Ведь эти бывшие каторжники - почти святые. Да и не почти. В нашей выставке три раздела посвящены теме костела. Там рассказывается о девяти ксендзах, которые под страхом смерти несли свою службу в нечеловеческих условиях сталинских лагерей. Одного из них Ватикан намерен причислить к лику святых. Это Вальтер Чишек. Он отбыл в Норильлаге 23 года, прежде чем его американцы обменяли на какого-то советского разведчика. Потом еще 20 лет вел миссионерскую деятельность в США, написал книгу "С Богом в России". Знаете, что удивительно: на этой ужасной лагерной фотографии - фас-профиль - он улыбается. Держит табличку, на которой переврали его фамилию: "Чижик", - и улыбается.
Встречаясь с такими людьми, я чувствую себя по-настояшему счастливой, и большей награды мне не надо.
Страницу подготовила Наталия
ДАНИЛЕНКО
"Вечерний Красноярск", 26.11.99г.