В прошлом году бывший гвардии старший сержант Иван Титович Баранов разменял свой девятый десяток. На службу в армию был призван за год до начала Великой Отечественной. Воевать пришлось на ряде фронтов – Сталинградском, Степном и Калининском. Победный 45-й И. Баранов встретил в Латвии.
-- Можно сказать, – признаётся бывалый воин, – что мне на той войне повезло: два
лёгких ранения (в руку и ногу) и небольшая контузия. А сколько крепких, молодых
парней полегло на моих глазах…
Сам же Иван Баранов воевал, как и работал, честно. Подтверждение тому – боевые
награды: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й степени, куча
всевозможных медалей, среди которых есть дорогие – «За отвагу», «За победу над
Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Из мирного времени – «За
трудовое отличие», «Ветеран труда» и высшая награда МПС – нагрудный знак
«Почётному железнодорожнику».
Всю свою жизнь Иван Титович проработал на железной дороге. Начинал простым рабочим в Козульской дистанции пути. Там же через два года стал бригадиром пути. Семь лет перед уходом на пенсию работал начальником станции Кемчуг, последние два года, уже оформившись на пенсию, чистил путевые стрелки восточной горловины на той же станции. Общий стаж работы И. Т. Баранова на железнодорожном транспорте 46 лет.
Иван Титович – собеседник приятный. Любит, как мы заметили, чтобы его слушали, не отвлекались. Собеседнику смотрит в глаза и ведёт задушевную беседу. Несмотря на почтенный возраст, все события помнит прекрасно, иронизирует над собственной персоной…
Два года назад Иван Титович обезножел. И как бы в оправдание своё поясняет с виноватой улыбкой:
-- Теперь с меня ходок никудышный. Хотя работу по дому, конечно, делаю: за хлебом в магазин схожу, крылечко и двор от снега расчищу, воды и дров принесу… Одним словом, всякую мелочёвку выполняю, но устаю быстро.
Раньше, бывало крутился, как белка в колесе. Всё на ногах. И дома, и на работе, и по тайге туда-сюда, и везде успевал… Молодой был, заводной…
Тут в наш разговор вмешивается хозяйка Татьяна Борисовна:
-- Да он и на пенсии был заводным. Бывало, пойдём хором по грибы. Сын и дочка вон каки молоды, а не успевают за ним. Это он не так давно сдал. Да ведь и года его каки.
Железнодорожником крестьянский парень Иван баранов стал, можно сказать, случайно. Или, как он сам теперь рассуждает: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». А несчастье ему организовало советское правительство, которое так любило долгие годы называть себя народным. На самом же деле Россия за все века своего существования не очень-то жалела свой народ… И подтверждений тому несть числа.
Взять, к примеру, ту же сплошную коллективизацию крестьянского хозяйства. Наивный крестьянин Тит Фёдорович Баранов, отец нашего героя, когда пришло время вступать в колхоз, заявил во всеуслышание: «А на кой ляд мне этот колхоз. Там ведь работать не с кем. Я со своими сыновьями больше наработаю…».
Одним словом, Тит Баранов, крепкий сорокапятилетний хозяин, решил быть единоличником и вести самостоятельно натуральное хозяйство. Жили тогда уже Барановы на выселках в хуторе Весёлом. имели домашний скот и разную там живность, кое-какой сельскохозяйственный инвентарь. Но главное – в семье, кроме старшей дочери, дружно подрастали сыновья – Константин, Иван, Василий и Андрей. Ради их будущего и строил свои планы Тит Фёдорович. Не догадывался тогда по своей простоте Тит Фёдорович, что советская власть против таких, как он, единоличников придумала целый набор ловушек, в которые, как ни ухитряйся, всё равно угодишь. Беда пришла в 1934-м году. Единоличник Баранов не смог сполна рассчитаться с государством. Продналог оказался ему непосильным. По осени состоялся суд, который и приговорил неудавшегося единоличника Тита Баранова к двум годам работы в трудармии. Хозяйка Домна Калистратовна осталась с детьми в хуторе Весёлом, что на территории Осиновского сельского Совета Козульского района, а Тит Фёдорович оказался на строительстве сибирского промышленного гиганта – Новокузнецкого металлургического комбината.
Оставшись без кормильца, Барановы всё равно не вступили в колхоз: младшие остались при матери, а старшие сыновья подались устраивать свою судьбу в чужих краях.
В 1936 году после возвращения из трудармии Тит Фёдорович устроился работать на железную дорогу путевым обходчиком, куда вскоре (разъезд Бадаложный) перебралась с детьми и Домна Калистратовна.
Ивану к тому времени уже исполнилось пятнадцать лет. Парень рос жилистый, к работе с измальства приученный. В Козульской дистанции пути, куда пришёл устраиваться, он показался надёжным и его определили путевым рабочим на том же разъезде, где трудился его отец.
Работником Иван оказался добросовестным, и начальство не раз ставило его в пример другим.
Но, как говорится, одна беда не ходит по земле. Тит Баранов надеялся в душе, что его пребывание в трудармии со временем забудется и жизнь его семьи постепенно наладится. По-другому на этот счёт, как потом выяснилось, думали бдительные органы НКВД. У них подкулачник Баранов был на особом учёте. Естественно, в разгар массовых репрессий 1937-го о нём вспомнили. И статью подобрали соответствующую по тем временам – контрреволюционная агитация против советской власти. В итоге – 10 лет лагерей без права переписки.
-- Тогда, в 1937-м, только в Бадаложном в один день было арестовано 12 человек.
Все куда-то сгинули, – вспоминает Иван Титович.
О том, что их отец Тит Фёдорович в начале 1938-го был расстрелян, сыновья узнали
только после разоблачения культа личности Сталина.
Наверное, не миновать бы судьбы сына врага народа и Ивану, если бы тот вовремя
не предпринял кое-какие шаги. А началось всё с того, что осенью 1938 года Ивана
вызвали в отдел кадров дистанции и заявили, что он как сын врага народа не может
работать бригадиром пути и переводится в старшие рабочие. Но что такое старший
рабочий в то время? Это первый помощник бригадира. И в его отсутствие выполняет
обязанности бригадира.
Выходило, что Иван Баранов, как ни крути, постоянно будет под присмотром органов.
Выручил, как теперь считает Иван Титович, господин случай. Подошла пора идти на действительную. Но уже в то время на работников железной дороги распространялась бронь, и запросто уволиться было непросто. Ивану пришлось трижды съездить в Козульский райвоенкомат, чтобы встретиться с военкомом и уговорить его призвать Баранова на службу в Красную Армию. Военком тут же позвонил в отдел кадров дистанции и приказал уволить парня в связи с уходом на действительную службу.
Курс молодого красноармейца прошли в Забайкальском округе, – вспоминает И. Т. Баранов, – после чего получили назначение в артиллерийскую часть. К тому времени уже шла война с Финляндией, но туда нас не послали.
А вот воевать в годы Великой Отечественной И. Т. Баранову пришлось в знаменитой 67-й Гвардейской стрелковой дивизии. Первое время – вторым номера пулемётчика.
На Сталинградском направлении Иван Баранов был свидетелем, как некоторые подразделения Паулюса досрочно прекращали сопротивление и сдавались в плен.
-- А вот под Калинином, – рассказывает старый солдат, – мы сами попали в страшную переделку. Взводу разведки из двадцати человек, в котором состоял и я, предстояло «пощупать» немца с целью выяснить его боевую готовность.
В полукилометре от своих окопов встретились мы лоб в лоб с немецкими танками.
Возможно, что и они направлялись к нам с такой же целью. Одним словом, мы были
обнаружены и попали под шквальный пулемётный огонь, который вели немецкие танки.
В первые же минуты погиб командир. К сожалению, фамилия его забылась: он у нас
появился из резерва. На фронте и недели не провоевал. Командование взводом, я,
как старший сержант, принял на себя, на ходу соображая, как же нам продержаться.
И представляете, небо к нам снизошло. Выручила русская зима-матушка. Ни с того,
ни с сего повалили крупные снежные хлопья. Смотровые щели фашистских танков были
буквально залеплены снегом. пулемёты, хотя и продолжали стрелять, но уже
бесприцельно. Танки заметно сбросили скорость. У нас появилась возможность
подобрать раненых и отойти. От нашего взвода осталось в живых семь человек.
После этой вылазки командование представило меня к награде – первому ордену
Красной Звезды.
Стрелковой дивизии, в которой воевал И. Т. Баранов, в 1943-м году за ратные подвиги на фронтах Великой отечественной было присвоено звание Гвардейской. Её подразделения освобождали многие города Украины и Литвы. В 1946-м 67-я Гвардейская стрелковая дивизия была расформирована. Многие её солдаты, в том числе и старший сержант сибиряк Баранов, были демобилизованы.
Когда я добрался до Красноярска, – далее повествует Иван Титович, – узнал, что наша мама, Домна Калистратовна, проживает вместе с Андреем, самым младшим сыном, в железнодорожном бараке на перегоне Бадаложная – Кемчуг, что буквально два дня назад демобилизовался из Красной Армии после капитуляции Японии брат Василий и находится у мамы. Домой полетел как на крыльях. Боже, сколько радости было в минуты встречи! Радовались и за то, что остались живы. и что снова все мы вместе. Вспомнили и про отца, тайно надеясь, что когда-нибудь мы и его дождёмся. Не знали мы тогда, что отца уже нет в живых, что родная советская власть не дала ему пожить и пятидесяти лет.
Работать Иван Титович пошёл на прежнее место – на железную дорогу. Первое время опасался, как бы ему органы безопасности не припомнили отца – врага народа. А с другой стороны, не сбросишь со счёта и то, что Иван Баранов с оружием в руках четыре года доказывал свою преданность советской власти, вернулся с боевыми наградами…
За всю жизнь Иван Титович с женой воспитали двух сыновей и дочь. к сожалению, Александры Антоновны уже нет в живых. Она ушла из жизни в 1984 году.
-- Сейчас, – говорит он, – свой век вот доживаю с Татьяной Борисовной. Она моя
землячка. Родом из Осиновки. После войны ч как-то побывал в родных краях. От
нашего Весёлого хутора и следов не осталось. Теперь живёт он только в моей
памяти…
На прощание мы запечатлели Ивана Титовича и Татьяну Борисовну: пусть останутся
портреты на память внучке и правнучке. На том и расстались.
Григорий Орлянский.
Фото Валерия Корчина.
Красноярский железнодорожник, № 5, 11.02.2000.