Молодость красива. Молодые люди красивы потому, что они молоды. А вот Олег красив даже среди своих сверстников. Он высок, строен, его движения совершенны, раскованны и изящны. Олег уже пять лет учится в хореографическом училище.
В сельсовет из училища пришло письмо, в котором сообщалось об успехах Олега Паршина и его хорошем будущем стать артистом балета. Училище просило помощи деньгами, потому что у государства не хватает денег на обучение своих будущих знаменитостей. Но что может сделать сельский Совет? Конечно, Нарва не могла помочь своему земляку, кто знает, может быть, знаменитому в будущем, которому ещё предстоит прославить Нарву своим именем. А пока Олег, несмотря на лишения, уверенно учится сам без спонсоров и опекунов.
Корни Олега истинно нарвинские, пронизывают всю местную историю, уходят в глубину веков. Его предок – польский дворянин Крутиховский, который за участие в восстании был сослан в Читинский острог. Однако в Сибири Крутиховские пустили свои корни и стали известными сибиряками. Один из них, Валентин Крутиховский, был губернским почтмейстером. Он в дворянских традициях воспитывал своих детей. Его дочь, Мария, после окончания гимназии и училища была направлена учительницей в нарвинскую приходскую школу. В Нарве Марию Крутиховскую полюбил сын здешнего золотопромышленника Андрей Пустовалов. Но его любовь к молодой учительнице была безответной, потому что Мария была уже помолвлена с кадетом.
Петербургское октябрьское восстание докатилось до Нарвы, и оно круто изменило многие судьбы, не миновала эта участь и Марию.
Это случилось, когда в Нарву пришли каратели, чтобы подавить бунт. Они откровенно разбойничали в селе, а Мария вступилась за односельчан. За это каратели секли её принародно. Мария взбунтовалась и порвала со своим дворянским прошлым.
Вскоре она вышла замуж за Андрея Пустовалова. А зятем Андрея стал никто иной, как сам Кравченко, красный командир.
В первые годы советской власти Мария с Андреем жили хорошо. Андрей руководил Кувайской золотопромышленной артелью, растили детей. Однако снова пришли невзгоды. Андрей был арестован НКВД и сгинул где-то в ГУЛАГе. Мария моталась по сельским школам. Учила детей ссыльных, потом и её дочь, Елена, стала помогать учительствовать. Летели года и вот уже дочь вышла замуж за Пестова Александра, который был казачьего рода из карымской станицы, и они все зажили одной семьёй. Мария воспитывала детей дочери, среди которых была Катя, будущая мать Олега.
Мария Валентиновна Крутиховская умерла в 1979 году, и её похоронили на нарвинском кладбище. Кстати, мать Марии, образованная гувернантка, знавшая 4 европейских языка, тоже похоронена в Нарве на старом церковном кладбище, где ныне стоит клуб. И, казалось бы, ничего уже не напоминает о борьбе человеческого духа за моральную чистоту, за просвещение, за свободу совести, которую вёл славный род Крутиховских вместе с лучшими и стойкими русскими людьми – с Пустоваловыми и с Пестовыми. Ничего не осталось от прекрасных мужественных людей. Казалось, иссякли все духовные и моральные силы этого корня. Всё забыто…
Однако ничего не проходит бесследно. Екатерина Пестова, мать Олега, бережёт, как последнюю искорку, ценность – историю своего рода. Она попросила отдать ей чудом оставшийся до наших дней дом золотопромышленника Георгия Пустовалова, её далёкого прадеда. Этот дом когда-то был главным в селе Нарва. В нём был первый магазин и контора, у дома собирались первые крестьянские сходы. А в 1919 году, когда многие дома в Нарве были разрушены и сожжены, в доме Пустоваловых размещался штаб то ли белых, то ли красных. Потом в нём было общежитие, заежка. Последними жителями были безродные пьяницы. Дом без ухода обветшал и стал мало годиться для жилья. И Екатерина Александровна с небывалой для неё энергией взялась за восстановление дома своих предков. Но, как это часто бывает у горячих строителей, она не смогла воплотить задуманное. У неё не хватило ни сил, ни денег, и наверное, помощников, чтобы восстановить дом.
Так и стоит дом с белыми ставнями, с пустыми окнами, без пола и печки в ожидании своего достойного наследника. Непостижимым образом он прошёл через все невзгоды, пережил десятки людских судеб, множество драм и страстей. Ему предстоит ещё много пережить. Ещё будет не одно посягательство на то, чтобы распилить его на дрова, разобрать и засадить это место картошкой. Ещё не одна комиссия будет оценивать его пригодность, но он переживёт и пронесёт родовую идею просвещения и процветания Сибири до того заветного дня, когда наконец Олег, сын Екатерины, мальчик, подающий большие надежды, как говорят его учителя, станет знаменитым артистом балета и восстановит дом своих предков и откроет в нём музей Маны-реки, Нарвы-села и своего рода. В его музее всегда будут посетители, потому что Нарва стоит на большом пути из большого города в заповедный мир. В мир, который всё больше ценят передовые, богатые и просто хорошие люди.
Хочется пожелать тебе, дом с белыми ставнями, выстоять, пережить всё и дождаться своего звёздного часа, когда признают люди в тебе исторический символ села.
В.Иванов. «Манская жизнь» 04.03.2000 г. №19(8515) (газета, издаётся в с.Шалинское)