Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Люди и события


25-летию г. Лесосибирска и 55-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.

Начало этой темы будет несколько необычным, в силу некоторых обстоятельств, которые раскроют данное описание-исследование. Дело в том, что существует самая прямая связь в биографии Роберта Александровича Штильмарка – советского офицера, писателя и репрессированного в 1940-1950-е годы, отбывавшего ссылку в Енисейске и Маклаково в 1953-1956 гг., с созданием строительной базы города и военными событиями.

Роберт Александрович Штильмарк становится коренным москвичём по той простой причине, что его отец и дед так же уроженцы Москвы. Род их относится к немцам, точнее к шведским немцам, причём восходящим чуть ли не к королевскому происхождению. Предки жили в Прибалтике и России во всяком случае с ХVII века – вспоминает его сын Феликс Робертович Штильмарк, побывавший в Маклаково в 1954 году, когда его отец находился здесь в ссылке. Сам же Феликс Робертович – учёный биолог, охотовед, писатель, участвовавший в организации Центрально-Сибирского заповедника, расположенного ниже по Енисею, в месте впадения р. Подка-менная Тунгуска, и работавшего тогда в институте леса и древесины в Красноярске.

Отец же Роберта Штильмарка, Александр Александрович, крупный инженер-текстильщик, ученик профессора Зелинского, в годы первой мировой войны (1914-1918) воевавшего артиллеристом в русской армии. После революции он наладил текстильное производство в Иванове и в Москве, честно трудился ради страны. Арестован в 1938 и тогда же, вероятно, погиб (по официальным данным в 1948 г.). Посмертно реабилитирован в 1955 году.

О дворянском происхождении Штильмарков говорит и тот факт, что в начале 1990-х годов Феликсу Робертовичу прислали вырезку из местной газеты, выпускающейся в Тарту (Дерпте), где сообщалось, что ради международного конгресса была учреждена и вручалась памятная медаль Германа Штильмарка, основателя новой отрасли на стыке химии и биологии, который был учёным и канцлером немецкого генерального консульства в Москве.

Очевидно, далеко не случайно, поэтому Роберт Александрович владел шестью языками: немецким, датским, норвежским, шведским и голландским (шестой язык точно не назван).

Родившись в 1909 году и получив высшее образование, Роберт Штильмарк обладал феноменальной памятью и глубинным воображением художника, учёного и писателя. В конце 1930 и начале 1940 годов он читал лекции для высшего командного состава НКВД в Москве. В период войны воевал на Ленинградском фронте помощником командира разведроты, где получил ранения и контузии, в результате чего был отправлен в Ташкент.

Здесь его направили преподавать топографию в пехотное училище, хотя официального образования по топографии у него не было.

Генерал Марк Карпович Кудрявцев, работник Генерального штаба в период войны 1941-1945 гг. в полевых условиях принимал у советских воинов экзамены, в результате сдачи которых присваивали воинские звания, с высшим пределом присвоения старшего лейтенанта. Роберт Штильмарк сдавал экзамены когда шёл дождь, т.е. невозможно даже чётко определить отметки, пикеты. Генерал Кудрявцев, прекрасно владея предметом топосъёмок, достойно оценил работу Роберта Штильмарка, в результате чего ему единственному из всей группы было присвоено звание капитана. Высоко оценив опыт и знания капитана Штильмарка его направляют на работу в Генеральный штаб и назначают начальником редакционно-издательского отдела, и главным топографом и переводчиком с шести языков.

Роберту Александровичу по долгу службы приходилось часто выезжать на действующие фронты, собирая и обрабатывая материалы для генерального штаба. Теперь он уже очень тесно работал с генералом Кудрявцевым. К тому же Роберт Штильмарк преподавал топографию на курсах «Выстрел». Им была подготовлена и написана книга «Глубокоэшелонированный прорыв обороны противника». Безусловно она была засекречена и увидела свет, т.е. была рассекречена только в 1960-х годах, авторами которой являлись генерал Кудрявцев и капитан Штильмарк.

Прежде чем выпустить эту книгу, оба автора были на приёме у Сталина, как Верховного главнокомандующего советских войск в период войны, и докладывали ему о сути и содержании этой книги. Получив на то добро «отца народов», книга была издана.

Не гладко давалась вышеназванная книга. В общей сложности Роберт Штильмарк по участию на фронтах имел два тяжёлых ранения, одно лёгкое, и контузии несколько раз пережил. Награжден был только тогда, когда ему исполнилось 60 лет орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны I степени, а так же юбилейными медалями.

В 1945 году заканчивается его деятельность на военном поприще совершенно неожиданно. В ночь на 4 апреля его арестовывают, в результате чего «тройкой» осуждён по статье 58, пункт 10, на 10 лет. Т.е. якобы за то, что назвал какие-то из новых зданий Москвы «спичечными коробками», как тогда говорили, за болтовню.

Спустя годы он напишет в своём дневнике:

«Оставив щи нетронутые в чашке,
Уставясь тупо в щели потолка,
Не мог забыть, как звёздочку с фуражки
Срывала равнодушная рука…»

И закрутились тюремные камеры, сменяя одна другую, и по отбытию пяти лет его направляют в ссылку в Норильлаг Сибулоновской системы Красноярского края (сибирские лагеря особого назначения).

Первоначально Роберта Александровича направляют в г.Игарку, где он со многими талантливыми людьми: актёрами, художниками, артистами, разделившие такую же судьбу, за своё творчество, организуют народный театр, и ставят и показывают различные спектакли и премьеры, написанные по сценариям Штильмарка.

Театр в заполярье приобрёл такую славу, что не на шутку обеспокоило не только местные и краевые власти, но и центральные. И тогда после просмотра определённой комиссии, в которую входили службы МВД, КГБ и партийные специалисты, достойно оценив талантливых заполярных артистов, вынесли решение – закрыть и расформировать народный театр, а актёров направить на строительство печально знаменитой стройки железной дороги под кодовым названием №503 или Салехард-Игарка-Норильск, получив название «Мёртвой дороги» (1947-1953 гг.), строительство которой остановили после смерти И.В.Сталина в 1953 году.

Но на дворе стоял только 1950 год. Остановили Роберта Штильмарка в п.Ермаково. Относительно сносной жизни в лагерных условиях он был обязан своему таланту.

Ещё с детства проявляя свои способности – легко писал стихи, рисовал, играл на рояле, отличался неуёмной выдумкой и фантазией, вёл большую литературную, журналистскую и преподавательскую работу. Окончив Высший литературно-художественный институт имени В.Я.Брюсова, он подготовил к изданию сборник своих стихов, выпустил в свет очерковую книжку «Осушения моря» 1931 г., затем преподавательская работа, годы войны.

Первые шесть лет тюрьмы, лагерей, этапов и шмонов не ознаменовались какими-либо выдающимися событиями. За спиной было уже изрядное количество амплуа: инженер-проэктировщик, грузчик угля, переводчик, водовоз, кострожёг, лесоруб, рабочий каменного карьера, зав. репертуарной частью театра, инженер-сметчик, прачка, зав. технической библиотекой, геодезист, рабочий кирпичного завода, бетонщик… «И дистрофик!», - писал впоследствии Роберт Александрович.

В Ермаково на пикете №33 высадили человек более ста, которых разместили во времянках, палатках и тому подобное. Через несколько дней, а было это в начале мая, период распутицы, его вызвало местное начальство, а являлся таковым бригадир-нарядчик среди зэков – Василий Павлович Василевский, который «миловал и казнил, его слово было первым, последним и окончательным», т.е. паханом, хозяином среди заключённых.

Договорившись о том, что Роберт Штильмарк напишет роман (так говорил Василевский), автором которого будет он, «хозяин» – Василевский. «Вскоре Штильмарк сильно заболел. Василий Павлович хорошо о нём позаботился (иначе ему не выкрутиться). И, лёжа на одре, он и придумал нечто приключенческое, безумно сложное и занимательное… так, что Василий Павлович пришёл в восторг».

Впоследствии выяснилось, что нужен был приключенческий роман Василевскому для того, чтобы ему уменьшили срок, а то и вовсе освободили из заключения, так как ему было известно о том, что Сталин является поклонником исторических романов и он за написание романа «скинет срок». Литератора он нашёл, дело – за его написанием.

14 месяцев потребовалось Роберту Александровичу в лагерных условиях при трёх лампах в бане «(пол был всегда мёрзлым), он кочегарил свою железную печурку, «бунгало», бухал туда солярку, густо одевал ноги» и творил роман исторический и приключенческий.

Отрегулировав свои три светильника, «одна была без стекла (назвав эту систему освещения «зовом предков»), он брал листки почтовой бумаги и… исчезали бревенчатые закопчёные стены хижины, они сменялись синими волнами океана, палубой брига «Орион», морскими сражениями, придворными балами и бизонными охотами», создавая сложный трёхтомный труд, роман, который получил название «Наследник из Калькутты».

Ликовал Василевский. Но, получив от своих приятелей совет – «не выступать в качестве единоличного автора («Не сумеешь ты, друг, отстоять своё авторство», - сказали ему его консультанты). И вот, на обложке «Наследника» В.П. внёс фамилию – Р.Штильмарк».

В 1953 году, по мере закрытия стройки №503, в результате смерти Сталина, Роберта Штильмарка отправляют в Енисейск. Здесь он не мог себе найти постоянное место работы, зато приобрел семью. Его женой стала преподавательница Учительского института, с которой осенью того же года они переехали в начале в Маклаково, а затем в Ново-Маклаково, где наш герой работал нормировщиком в СМУ-33. Связь преподавателя с бывшим заключённым стоило Маргарите Дмитриевне увольнением из ВУЗа и изгнанием из «пресветлого Енисейграда», с ними же выехали её мама, работавшая библиотекарем в институте и 2-х летняя дочь Маргариты Дмитриевны, Леночка. «Оба грешника знали уже о предстоящем увеличении будущего семейства».

В Маклаково Р.А.Штильмарк жил по улице Горького, дом 20, который ныне не сохранился, здесь сейчас расположен 5-тиэтажный дом, первый этаж которого занят под поликлинику, книжный и мебельный магазин, т.е. рядом автобусная остановка Пирогова.

Занимался Роберт Александрович геодезическими работами по прокладке автотрассы Енисейск – Маклаково – Абалаково и трудился нормировщиком в СМУ-33. Тогда был объявлен конкурс на лучший вариант прокладки трассы в районе Бурмакинской горы. Наиболее удачным был признан вариант Роберта Штильмарка. Т.е. следует знать современникам, что дорога, по которой сейчас ходят автомашины через Бурмакинскую гору проложена Робертом Штильмарком.

В начале 1954 года семья Штильмарка переезжает из Маклаково в Ново-Маклаково, в дом, расположенный по ул. Таёжной, №1. Ныне он также не существует, как и вся эта улица, но располагался этот дом там, где сейчас находится 5-тиэтажный дом с пристройкой городского театра «Поиск».

В 1954-1955 годах в квартире у Штильмарков вечерами рукопись «Наследника» читал для собравшейся «братии» (многие из числа репрессированных), приключенческий роман, тем самым воссоздавая отдельные сцены богатым воображением автора и закладывая этим литературно-театральное представление. Не зря проектировщики, строители и местные власти отдали пристройку под оборудование театра, в своё время неугомонному театральщику Владимиру Ивановичу Евстигнееву.

«Наследник из Калькутты» вышел в свет в 1958 году Детгизом, в последствии много раз переиздавался. За рубежом «Наследник из Калькутты» неоднократно издавался в Болгарии, в Польше, ЧССР и КНР.

Роберт Александрович в 1955 году был полностью реабилитирован, восстановил подлинное авторство через суд. Пополнив свою семью сыном Александром, родившимся в Ново-Маклаково в 1954 году, семья полностью возвращается в Москву.

Теперь уже Роберт Штильмарк не сворачивал с писательской тропы, в 1965 году его принимают в члены Союза писателей СССР. Им написаны новые книги – «Повесть о страннике Российском» (1962 год), «Обзоры России» (1967 год), «Пассажир последнего рейса» (1974 год), «Звонкий колокол России» (1976 год), «За Москвой-рекой» (1983 год), автобиографический роман «Горсть света».

Остался незавершённый роман «Драгоценный камень феноньеры», в результате его скоропостижной смерти в 1985 году. Этот роман автор считал «русским вариантом» своей таёжной эпохи.

Александр Шайдт, директор музея леса. 
«Вовремя» 21.04.2000 г. №15(159) (газета, издаётся в г. Лесосибирске)


/Документы/Публикации 2000-е