Елизавете Степановне Вишняковой без двух лет восемьдесят. Она прожила нелёгкую, полную трудностей и проблем жизнь, как и многие женщины её поколения. Прошла трудармию, родила и воспитала семерых детей… Но, на удивление, сохранила молодую душу и такой оптимизм, что на десятерых хватит.
Мы сидим в чистой, просторной комнате, Елизавета Степановна теперь живёт у дочери Любы, разговариваем о прошлом, а я всё смотрю на ярко-жёлтые бусы бабушки Лизы и думаю, какая же она бабушка, если есть желание выглядеть красивой, если есть ещё столько задора в душе – ведь совсем недавно она перестала петь в самодеятельности, а пригласи «артистку со стажем» на сцену вновь – ноги вперёд гармониста побегут. Воспоминания текут плавною рекой, а я всё жду, когда же эта женщина начнёт роптать на трудности, говорить, как нелегко ей приходилось в далёком 1943-м, когда её, 22-летнюю девчушку мобилизовали в трудармию… Жду, и начинаю понимать, что моя героиня относится к той редкой категории людей, которые с достоинством, мудростью и терпением воспринимают всё то, что им посылает Господь Бог.
Вот и тогда, в 1943 году, из Пировского района в трудармию взяли около 40 молодых людей, а до места доехало лишь несколько. Кто сбежал, кто сгинул по дороге. В числе дисциплинированных оказалась и Лиза Попова из далёкой Богдановки.
- Почему же Вы не поступили как многие?
- Я не сбежала потому, что хотела помочь защищать родину – не с ружьём в руках, так хоть с тряпкой. Был у меня дядя коммунистом, и он называл меня Линькой. «Линька, - как-то сказал он мне, - если возьмут тебя в трудармию – иди, назад не ворачивайся, глядишь, будешь человеком. На фронт, на передовую тебя всё равно не возьмут, а так где-нибудь да сгодишься».
Так и рассудила девушка, так и сегодня думает пожилая женщина:
- Была война, кому-то надо было воевать, а кому-то работать…
Город Сталинск, а ныне Новокузнецк, на целых четыре года стал пристанищем для богдановской девчонки. Кузнецкий металлургический комбинат поставлял свою продукцию фронту. На нём трудились тысячи рабочих, которые жили в бараках. Там и мыла полы Елизавета.
- Вы представляете, - вспоминает она, - по 250 человек спали в бараках на матрасах, набитых соломой, и около каждого стоял чемодан, лежали вещи без каких-либо бирок, номерков. И не было случая, чтобы кто-то что-то украл!
С карточек, по которым кормили трудяг, можно было умереть с голоду. А хлеб, крупы по тем временам стоили баснословных денег.
- Но я на голод не жаловалась, - продолжает свои воспоминания Елизавета Степановна, - где экономила, где приторговывала, где помогала людям и постоянно была с деньгами.
Из тех военных лет Елизавета Степановна вынесла для себя золотое правило: жить надо уметь, а для этого надо всего лишь немножечко шевелить мозгами, быть экономным и хорошо относиться к людям.
Елизавета с готовностью выполняла любое поручение, и окружающие благодарили её за покладистый характер, за доброту.
И в мирной, уже семейной жизни, она поступала именно так.
- Были у нас соседи, старые дед с бабкой, они ничего делать не могли. А мы с ребятишками, бывало, свой огород окучим, перелезем через забор и соседский обработаем. Те выйдут, а огород-то уже готов. Приходилось мне коров у односельчан доить. Кто не может, или съездить куда надо – ко мне за помощью обращаются. Я помогаю людям, а люди помогают мне.
Елизавета работала на ферме, пасла овец, когда в деревне появился Александр Вишняков. И может, кто-то и отвернулся от парня, но только не Елизавета с её бойцовским характером. Её не смущал тот факт, что за какие-то там никому не ведомые дела прямо с фронта её будущий муж угодил на нары. Она поверила ему и не ошиблась. 46 лет прожили вместе Елизавета Степановна и Александр Арсентьевич.
- Дай Бог так каждому прожить, - говорит сегодня теперь уже вдова бабушка Лиза. – Я за дедом прожила – не знала как печку затопить. Он мне сильно-то утруждаться не давал.
А самое главное – муж трепетно относился к каждому ребёнку, которого посылал Господь. Их в семье Вишняковых семь. Самой старшей дочери вот уже скоро пять десятков будет, а младшему – 32. И живут они в разных точках земного шара – в Угличе, Алма-Ате, Новокузнецке. Только одна Елизавета Степановна знает, как болит сердце за каждого, хотя дети уже сами внуков растят. А когда ей задают вопрос, нашла ли она, обладательница медалей материнства, в нём своё счастье, она не задумываясь отвечает:
- А почему бы и нет. Ведь все мои дети, пусть и не стали большими начальниками, зато выросли порядочными людьми, имеют семьи, не шляются, где попадя, работают.
Елизавете Степановне есть где преклонить голову. А на старости лет это едва ли не самое главное в жизни. Это как оценка твоего материнского труда, гораздо большая, чем медали от государства. Дети с готовностью предлагают ей заботу. И на невесток, и на дочерей не нарадуется бабушка Лиза. Есть ещё у неё 24 внука и 5 правнуков. Без преувеличения можно сказать – жизнь удалась.
Ирина Попова, д. Усковское
«Заря» 20.05.2000 г. №39-40(7565-7566) (газета,
издаётся в с. Пировское)