Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Тяжёлый колос целины


В декабре 1957 года Андрей Вигель постучался в дверь кабинета секретаря райкома комсомола. Высокий, крупный, двадцативосьмилетний, ещё холостой человек из Кумыр, обратился с просьбой, чтобы его направили на целину в Казахстан по комсомольской путёвке. Он прямо так и сказал секретарю: «Надо денег заработать». Препятствий и проволочек не последовало, и в канун 1958 года Андрей Вигель получил трактор ДТ 54 в зерносовхозе «Свободный» на станции Есиль, что в Казахстане.

По национальности Андрей Вигель – немец. Родился в деревне Швейде Саратовской области. В сентябре сорок первого года семья ссыльных Вигелей оказалась в Кумырах. Андрею исполнилось десять лет. Когда закончилась война, он был уже почти юношей. Природа наградила его хорошим телосложением – так что брался за любую работу в колхозе. И к своему расцвету физических и душевных сил слыл одним из лучших механизаторов не только в целинном хозяйстве, а и в Большеулуйском районе.

Между делом присматривал себе невесту. Конечно, по деревенским меркам он вроде как «засиделся» в холостяках. Но к моменту отъезда на целину в Казахстан девушку всё-таки облюбовал – Аннушку Франц. Её сосватали свои же земляки – саратовские немцы по «сарафанному» радио. Францы находились в ссылке в Александровке. И, как говорят, что скоро сказка сказывается, да не скоро делается, то в случае с Андреем Вигелем было совсем не так. Весной 1958 года он приехал в Кумыры с единственной целью – забрать на целину Анну, сыграв сначала свадьбу.

Как любящий сын своих родителей Андрей, чтобы семья с первых дней была полной, снарядил в долгую дорогу мать и сестру. Вышло большое неудобство, так как обе женщины не имели ещё паспортов, их вернули. Досадой это не назовёшь. Просто беда – такой путь отмахали!

…Андрея и Анну Вигель поселили в вагончике. Начальство зерносовхоза пообещало: сделает всё, чтобы молодожёны через год отстроили дом. Первым делом Вигели приобрели себе… корову. «Как же без кормилицы? – решили молодые, - двор без коровы – сирота». А так как вагончик стоял на одном из пятачков в степи, то и двора-то как такового не было. Андрей и Анна решили вбить большой кол, а за него привязать корову. Так началась жизнь семейной пары.

На целине родились сыновья друг за другом – Андрей, Саша, Вова. Через короткий промежуток времени, ещё до рождения первенца, Вигели отстроили всё-таки дом. Обмазали стены глиной, побелили. Всё сделали с хозяйским прицелом, чтобы жить – не тужить.

На слёте передовиков-целинников в 1959 году Андрей Андреевич Вигель получил удостоверение, которое у него до сих пор хранится в шкатулке среди прочих документов, наград. В том году ему присвоили почётное звание «Лучший тракторист Акмолинской области». За выработку на тракторе ДТ-54 1565 гектаров мягкой пахоты.

Пахать слежавшиеся плодородные земли казахстанской целины – это не блины печь. Чёрным жемчугом светилась поднятая целина. Не было видно ни конца ни края.

Работали – словно в последний раз. Как жилы рвали. Почему-то Андрей Андреевич вспоминает это время тепло. То было начало семейной жизни, надежд, а ещё романтики. Конечно, в основном приезжали сюда заработать побольше денег. Но многие оставались на всю жизнь. У Вигелей тропа с целины петляла до тех пор, пока не вернулись в Кумыры.

А ночи на целине сказочные. Тёмные. Редко на небе высыпали звёзды. Уж если они мерцали, то душу захватывало! В такое время приходилось пахать механизаторам с момента вечерней зари и до первой утренней. Днём в кабине трактора делать было нечего. Железо накалялось так, что хоть яичницу жарь. Рабочая смена обычно длилась более суток. За это время Андрей Вигель успевал вспахать целины до 26-27 гектаров. За ночные часы.

Тяжело приходилось, когда поднимались ветры. В Есиле, например, степной ураган средней силы сорвал, словно крышку с банки снял, крышу только что открывшегося новёхонького клуба. После бурана её снова возвели и, на всякий «пожарный» случай, поставили по углам два трактора, к которым привязали крышу верёвками. А потом вбили рельсы и натянули металлические тросы, понадёжней.

Однажды степной буран унёс с поля все семена. Снова пришлось его засевать. Урожай с целинных земель получали хороший. Ячменя, например, собирали до 50 центнеров с гектара, пшеницы – до 30 центнеров. Андрей Андреевич вспоминает: «Ох, и тяжёлый колос был на целине!»

Через шесть лет родственники переманили семью Вигелей в Ташкент. Город прекрасный, что тут сказать. По два урожая картошки собирали за сезон весна – лето – осень. В Ташкенте родил- ся сын Ваня, но потом погиб. Четверо детей, самих двое, тяжело с жильём в горячем, душном городе. И Вигели решаются ещё раз и последний – переезжать. Колесить по свету уже не хотелось. На семейном совете постановили: «Вернёмся в Кумыры. Купим корову, легче станет жить». Было это 35 лет тому назад.

В сибирской деревне родились у Вигелей дочери – Валя и Света. А теперь десять внучек и три внука.

Даже кратко касаясь биографии нашего героя, видно, что Андрей Андреевич прожил честную трудовую жизнь. Работал во благо земли, на которую занёс рок событий. Уже в 1970 году механизатор Вигель отправляется на Выставку достижений народного хозяйства СССР в Москву как лучший тракторист района. Через семь лет там побывает и его жена – Анна Яковлевна, в звании «Лучшая доярка Большеулуйского района».

Сегодня Андрей Андреевич без дела тоже не сидит. Встретились с ним, когда он складывал дрова. Анны Яковлевны дома не оказалось – ушла в магазин. Провёл в дом. Извинился за небольшой непорядок. А заключался он в том, что хозяйка после вчерашней побелки к католической Пасхе не успела расставить в горнице все вещи.

Вигели – чистокровные немцы. В любое время им можно взять «курс» на историческую ро-дину. Кстати, многие родственники так и поступили. Андрей Андреевич спрашивает:

- Зачем мне это теперь? Здесь всё моё. Дети, внуки. Я привык к этой речке, рыбалке. Посмотрите, какая вокруг природа! В Казахстане, Узбекистане сильно скучал по деревенскому воздуху, раздолью. Летним утром встану, к завтраку бидончик рыбы наловлю. Я лес люблю. Эту природу.

Будем считать, что такая судьба. В общем-то, не совсем уж жестокая. В случае с нашим героем – было время выбора. Он его сделал, как счёл нужным.

Надежда Стефаненко. «Вести» 06.06.2000 г. №48(6723) (газета, издаётся в с. Большой Улуй)


/Документы/Публикации 2000-е