Одно время памятники отцу всех народов стояли в каждом городе Союза. Были они и в Норильске. Мы решили разузнать, сколько в Норильске было "Сталиных" и куда они потом все подевались.
Это памятник Сталину возле старого стадиона сфотографировали в середине сороковых годов. Позади памятника виден вход на стадион, вдали дымит труба большого плавильного цеха. Решив выяснить судьбу норильских памятников Сталину, мы узнали немало интересного...
Интересную историю о памятнике Сталину рассказал старожил Норильска Анатолий Алексеевич Дарвин. Оказывается, памятник Сталину возле вокзала - это не просто памятник, а подарок. Его должны были водрузить в честь знаменитой даты - 70-летнего юбилея Сталина, которое отмечалось в декабре 1949 года. По всей стране к этой дате приурочивались открытия новых фабрик, птицеферм, клубов (в Норильске главным "подарком вождю" стал пуск медного завода). И, разумеется, открывалось несметное количество памятников. О том, как это было в Норильске, рассказал Дарвин.
-Памятник Сталину в Норильск привезли самолётом. Его доставили в трёх больших ящиках – в каждом лежал какой-то фрагмент статуи, которые потом предстояло смонтировать в единое целое. Один из фрагментов представлял собой собственно торс с головой Сталина в фуражке. И тут случился большой конфуз: выяснилось, что для того, чтобы торс с головой "надвинуть" на памятник, его надо застропить за шею. А кто тогда решился бы набросить петлю на шею любимого вождя, хоть и гипсового? Одним словом, все наотрез отказались брать на себя такую ответственность. И тогда была придумана целая инженерная система - из тросов сплели сетку, в которую поместили бюст с головой, хитроумно придумали как сбрасывать сеть, когда бюст встанет на своё место. Впрочем, даже после этого монтаж памятника вели глубокой ночью...
Вообще-то памятников вождю всех народов и лучшему другу физкультурников в Норильске было, как нам удалось выяснить, несколько. Как минимум три. Это только те памятники, что стояли на открытом воздухе, не считая бюстов в ДИТРе, управлении комбината и прочих важных учреждениях. Например, М.И.Махновецкий вспоминал, что сталинский бюст стоял в фойе первой школы: "когда пришло известие о смерти Сталина, возле бюста установили почётный караул из учеников школы, менявшийся каждые два часа".
Но главным норильским памятником Сталину считался всё же тот, что стоял перед железнодорожным вокзалом. Второй памятник находился напротив ДИТРа в старом городе - судя по всему, его поставили ещё в середине сороковых. И ещё один небольшой бюст Сталина был установлен на территории старого кобальтового завода.
Примечательно, что старые норильчане сегодня плохо помнят не только точные "адреса", но и внешний вид памятников: одни говорят, что Сталин возле железнодорожного вокзала был в фуражке, другие возражают - нет, с непокрытой головой. Одни припоминают, что оба памятника были из гипса, другие не соглашаются - один из гипса, другой из мрамора. Старейший норильчанин Василий Феактистович Ромашкин вообще высказался предельно ясно: "Я вообще никогда не обращал внимания на эти памятники - стоят себе и стоят. Изображения Сталина - скульптурные, живописные, газетные - в те времена встречались настолько часто, что к ним привыкали моментально. Потому сегодня вряд ли кто сможет вам точно описать, как они выглядели - никаких особенных "примет", обычные типовые скульптуры". Надо полагать, что памятники Сталину в Норильске вряд ли относились к шедеврам пластических искусств.
Тем более легко с этими памятниками расставались, когда пришли иные времена. После смерти Сталина и осуждении культа личности по всей стране начался демонтаж его памятников. Кстати, самый большой в Красноярском крае памятник Сталину стоял на берегу Енисея близ села Курейка, где Сталин отбывал ссылку в Туруханской губернии. Шестиметровый монумент просто сбросили в реку. Норильчанка Земфира Всеволодовна Карагозян вспомнила, что ещё в середине 70-х, гостя в тех местах, видела, как недалеко от пристани лежит лицом вверх исполинская статуя Сталина...
Норильским "Сталиным" тоже не поздоровилось. Говорят, особенно не повезло памятнику возле стадиона - якобы он был сброшен с постамента толпой, раскололся на куски, а куски потом разбросали по всей улице. Было ли так на самом деле, неизвестно - во всяком случае, в архивных документах горисполкома не осталось никаких упоминаний о массовых хулиганских выступлениях в связи с памятником Сталину. Впрочем, возможно, делу было решено не давать огласки. Норильчанину Александру Верюгину в 1956 году было восемь лет, и он хорошо помнит, как во дворе горячо обсуждали подробности "разгрома памятника". А отец Александра Поды, по его словам, якобы сам принимал участие в этой акции. Интересно было бы найти и других свидетелей, очевидцев или участников уничтожения сталинского монумента летом 56-го года. Может, кто-то откликнется?
Зато версий о том, куда делся памятник Сталину возле железнодорожного вокзала, существует несколько. Одни говорят, что памятник был тайно вывезен куда-то за пределы города и захоронен в одном из озёр. Ядвига Викентьевна Малевич, наоборот, вспомнила, что памятник зацепили бульдозером и отволокли к реке Щучке, где забросили под мост. Там он лежал довольно долго, после чего его куда-то увезли. Третьи говорят, что его вообще никуда не увозили, а утопили тут же, в озере возле медного завода.
Дело, подозреваем, не только в давности событий: большинство норильчан в то время попросту равнодушно отнеслись к судьбе сталинских истуканов и даже не задумывались над тем, куда они делись. "Нет здесь никакой тайны, - Ася Тимофеевна Карташова. - Памятники Сталину в Норильске исчезли как-то очень незаметно и тихо. И через короткое время уже никто и не вспоминал про них. Тогда я ходила на все конференции, на все партсобрания и хорошо помню, что о демонтаже памятников ни на каких официальных мероприятиях ни слова не было сказано. Исчезли - и исчезли..."
А с одним из бюстов Сталина связана вообще детективная история! Её автору этих строк рассказал один ветеран никелевого завода, приезжавший в июле на юбилей комбината. В середине 50-х этот человек работал сменным мастером на кобальтовом заводе. И был у него товарищ, сменный мастер плавильного цеха Прокоп Великжанин. И как-то под большим секретом он рассказал историю о том, как летом 56-го года ему довелось принять участие в... захоронении бюста Сталина.
А было это, по словам ветерана, так. Поздно вечером Великжанина вызвали со смены в заводоуправление. Там его ожидал человек в штатском, первым делом сказавший, что партийное руководство завода рекомендовало его как профессионального и честного коммуниста, поэтому ему предстоит принять участие в одном важном мероприятии. При этом было сказано, что всё, что Великжанин увидит и узнает, должно остаться в тайне.
Великжанин и человек в штатском сели в ожидавшую их машину и поехали куда-то за территорию завода. На месте, куда они приехали, их ждали два сотрудника милиции с лопатами. Здесь же была вырыта глубокая яма, на краю которой лежал бесформенный свёрток, замотанный в брезент. Свёрток торопливо столкнули в яму и закопали. Когда закапывали, брезент случайно развернулся и Великжанин с ужасом увидел, что в яме лежит бюст Сталина. Но поскольку вопросов ему велено было не задавать, он засыпал яму землёй, вернулся в цех и постарался забыть о том, что он сделал. Правда, потом не выдержал и даже показал своему товарищу место, где закопан сталинский бюст. Увы, сегодня на этом месте построен новый заводской корпус, так что если бюст Сталина не нашли строители, копавшие фундамент под цех, он до сих пор покоится там на двухметровой глубине...
Вл. ТОЛСТОВ
"Заполярная правда" 18 сентября 2000 г.
№ 141(12379) (газета, издаётся в Норильске)