"Я изучал медицину с исключительной целью - быть всю жизнь деревенским
мужицким врачом, помогать бедным людям".
Лука ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ.
ХОДИТ по России странная молва, будто в советское время жил хирург-священник. Положит он больного на операционный стол, прочитает над ним молитву да йодом поставит крест на том месте, где надо резать, а уж после того берется за скальпель. И операции у того хирурга были удачные: слепые прозревали, обреченные вставали на ноги. То ли наука ему помогала, то ли Бог...
"Сомнительно", - говорят одни. "Так оно и было", - утверждают другие. Одни уверены: "Партком служителя культа ни за что бы в операционной не потерпел". А другие им в противовес: "Бессилен партком, поскольку хирург тот не просто хирург, а профессор, и не так себе священник-батюшка. а полный епископ". "Профессор-епископ? Так не бывает", - считают опытные люди. "Бывает", - заверяют их не менее опытные.
И они правы. Был такой профессор-епископ. В Красноярске. И во время Великой Отечественной войны курировал все военные госпитали края... На днях в красноярской школе N10 открылся музей, посвященный жизни и деятельности хирурга и пастыря. Ныне он известен как святитель Лука Крымский и Красноярский (в миру Валентин Войно-Ясенецкий). В здании школы размещался эвакогоспиталь 1515, где и оперировал хирург в рясе.
Центральное место в музее занимает большая икона святителя Луки, вдоль стен выставлены шкафы с медицинскими инструментами, которыми работал хирург-священник, принадлежавшие ему предметы быта.
Музей пригласили освятить архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. В своем вступительном слове он рассказал о важности научных открытий святителя Луки, которые до сих пор изучают в медицинских заведениях, и о его подвижнической деятельности. "Это был не просто человек, одаренный особым талантом лечить людей, но это был человек, одаренный особым талантом еще и просвещать лечимых им людей", - подчеркнул архиепископ.
- Это был красивый, в полном смысле этого слова, человек! Серьезный, спокойный и очень пунктуальный. Он никогда не говорил ничего лишнего, мог только разговаривать о больных. Причем всех военных, попадавших на лечение в госпиталь, называл только воинами, но никогда ранеными или больными. К нам его назначили из Большой Мурты, где он находился в ссылке за то, что не отказался от сана священника, - вспоминает работавшая в годы войны вместе с Войно-Ясенецким Надежда Алексеевна Бранчевская, начальник медицинской части эвакогоспиталя 1515. - Он прежде всего собрал всех врачей для учебы, сказав, что они не умеют лечить раненых, потому что учились в мирное время. В мирное время таких ранений не было.
Военные увечья - особые, они не похожи ни на какие другие раны. Из всех госпиталей Красноярска к нам стали свозить всех с ранениями крупных суставов. Это были самые тяжелые и сложные больные. Иногда, случайно, по ошибке сортировки попадались легко раненные, им владыка говорил: "Вас может лечить любой врач, а я лечу только тех, кто нуждается в квалифицированной помощи". И на него никто никогда не обижался.
Самыми тяжелыми были септические больные. И если уж человек погибал, обычно в больнице как бывает - кто со шприцем, кто с иголкой... А он спокойно так отодвинет всех: "Не мешайте отойти человеку в потусторонний мир". Два-три вздоха - и человек помирал.
Как-то раз владыка мне сказал: "Я вас очень прошу, найдите мне фотографа. Я пишу книгу о гнойной хирургии. Мне нужен очень хороший фотограф, чтобы на снимке все можно было разобрать".
В быту Лука Войно-Ясенецкий был очень непритязательным. Жил под лестницей, из мебели только кровать и стул. А в основном все время проводил в операционной на втором этаже...
...Сейчас этих комнат уже не сохранилось, они исчезли в процессе реконструкции здания.
"В нашем госпитале он тоже был,- подтверждают воспоминания другого очевидца "чуда святого Луки", представленные в музее. - Помню, как он шел по лестнице, довольно быстро, в развевающемся одеянии священнослужителя, а врачи бежали за ним следом, глядя на него как на Бога. Он и был, словно Бог, не только потому, что смог простить обидчикам все свои беды и горе, не озлобиться, хоть и был неоднократно репрессирован, подвергался го-нениям, был в ссылках. Так любить людей может только редкий человек".
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий прославлен в сонме новомучеников и исповедников русских Архиерейским собором Русской православной церкви 2000 года.
Ирина БОГОРОДСКАЯ.
Фото автора
Сегодняшняя газета 07.05.2005