












Имя в истории завода
13 мая 2000 года исполнилось 100 лет со дня
рождения Александра Петровича Субботина -
первого директора Красноярского
машиностроительного завода, который
заложил первый камень в фундамент завода,
организовывал его строительство и выпуск
первой продукции
А.П.Субботин родился 13 мая 1900 года в городе Усолье, Уральской области, в семье рабочего-кузнеца солеваренного завода. С восьми лет ему пришлось работать на котельных работах.
В 1914 году он становится юнгой Балтийского флота и служит на флоте до 1926 года: машинистом, старшиной-машинистом и комиссаром эскадренного миноносца «Войсковой».
В 1917 году был избран председателем судового комитета, в 1918 году вместе с флотилией из Петрограда направлен на Волжско-Каспийскую флотилию, где прослужил до 1921 года. Был ранен, контужен. Был командирован в Ленинград на учебу. В 1928 году он досрочно окончил институт гражданских инженеров и был направлен трестом «Союззолото» в Иркутск управлять капитальным строительством.
В 1931 году в зарубежной командировке в Германии, Англии и Голландии он изучал организацию производства, где приценивался к оборудованию для золотой промышленности.
В сентябре 1932 года его назначают начальником строительства и директором строящегося Красмашзавода.
Решение о строительстве в г.Красноярске машиностроительного завода было принято Правительством в феврале 1932 года. Для строительства завода была выбрана площадка на правом берегу Енисея, между Транссибирской магистралью и Енисеем. В то время это была голая степь, которую прорезал Московский тракт и где были расположены небольшие железнодорожные станции Злобино и Базаиха, а также три села — Торгашино, Базаиха и Ладейка. Завод создавался как один из первенцев программы индустриализации страны и предназначался для изготовления оборудования для горнодобывающей промышленности.
23 июня 1933 года на стройплощадке завода состоялась торжественная закладка корпуса первого производственного цеха. Первый камень и бронзовую плиту с надписью «23 июня 1933 года здесь пересечен тракт «Великий Сибирский каторжный путь» заложил начальник строительства А.П.Субботин.
Благодаря его высокой энергии и организаторскому таланту строительство набрало такие темпы, что уже во втором квартале 1935 года завод выдал первую товарную продукцию. Строились и вводились в строй производственные корпуса, вспомогательные, жилье, клуб, школы, объекты здравоохранения и другие, которые стали основой нынешних Ленинского, Кировского и Свердловского районов.
Постановлением ЦИК СССР от 22.03.35 года А.П.Субботин был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В октябре 1935 года был сдан в эксплуатацию первый теплоход, изготовленный от начала до конца коллективом завода. Теплоходы этой серии предназначались для мелководных рек. Корпус теплохода собирался электросваркой, что являлось новшеством в судостроении того времени. Со второй половины 1936 года завод приступил к изготовлению оборудования для золотодобывающей промышленности.
С 1936 года по решению ЦК ВКП(б) завод, наряду с изготовлением гражданской продукции, приступил к выполнению заказов для нужд обороны страны. В конце 1936 года и начале 1937 г. началась кампания по борьбе с различного рода «вредителями». Под «каток» этой «борьбы» был втянут и Александр Петрович Субботин. Он обвинялся в организации контрреволюционного центра на заводе. В июне 1937 года он был арестован. Только в 1956 году Военной комиссией Верховного Суда СССР было принято решение о прекращении дела в отношении А.П.Субботина за отсутствием состава преступления.
Несмотря на массу трудностей, возникающих в ходе строительства и становления, под руководством Александра Петровича Субботина был создан завод, который в годы Великой Отечественной войны стал базой для размещения эвакуированных из европейской части страны предприятий, организаций и выпуска зенитных пушек, минометов, авиационных бомб и морских мин.
Шли годы. Государственное предприятие «Красноярский машиностроительный завод» органично вошло в историю жизни страны, а история завода навсегда будет неразрывно связана с именем его основателя — Александра Петровича Субботина.
Этот материал подготовил Аркадий
Яковлевич Китаев,
возглавляющий заводской музей, в котором хранятся факты из
жизни многих замечательных людей
Красмаша
«Машиностроитель» (газета
государственного предприятия),
№ 9 (941), 15.05.2000 г.