Экспозиция «Расстрелянная вера» открылась в ККИМК
Вас хоронили запросто, без гроба,
В убогих рясах, в том, в чем шли.
Вас хоронили наши страх и злоба,
И черный ветер северной земли.
Эти скорбные строки вписаны в один из витражей экспозиции «Расстрелянная вера», что проходит в Красноярском Культурно-историческом музейном комплексе (ККИМК). А рядом — потрепанная ряса священника и старинные иконы, словно свидетели страшных, кровавых лет, вписанных в историю как период насилия и бездуховности.
Если просто окинуть взглядом выставку, то впечатление останется одно: много в нашем крае замечательных храмов (их макетов и снимков здесь немало), богата православная история... Правильным будет вывод, но не глубоким. Когда вчитываешься в разложенные здесь документы из архивов НКВД, в списки расстрелянных и отправленных на долгие годы в заключение священников и монахов, всматриваешься в фотографии, на которых беснующаяся толпа рушит храмы, растаскивает церковное имущество и сбрасывает колокола — становится страшно! Страшно не только от того, что ЭТО БЫЛО, но от того еще, что после ТАКОГО вандализма государство не смогло оправиться до сего дня.
Длинные списки репрессированных священнослужителей привлекают внимание зрителей, заставляя содрогаться: «Абакумовский Алексей Яковлевич, священник д.Ново-Георгиевка Канского р-на, осужден на 10 лет лагерей. Авроров Федор Иванович, священник, расстрелян. Азрапкин Прокопий Петрович, священник, расстрелян в Канске. Головин Алексей Валентинович, протоиерей, расстрелян... Дмитриев Кузьма Андреевич, священник, расстрелян...»
Список — огромен, вошли в него, наверняка, данные не обо всех убитых, замученных, сосланных священнослужителей. В центре экспозиции — большой железный православный крест, по бокам которого иконы с ликом Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. А вокруг — снимки и автобиографии репрессированных, архивные документы, личные вещи...
— Вот, иконы повесили, — вздохнула пожилая, благообразная посетительница выставки. — А раньше-то, в советские годы, чем плохо было? В самолетах летали, как в автобусах ездили, — билеты стоили копейки... А сейчас?! Не только самолет, но и поезд роскошью кажется. Да и пенсии раньше на все хватало, а теперь — только на хлеб.
— Да уж! — поддержала ее другая немолодая женщина: — Все советскую власть ругают. Но сегодня-то все приличные люди плохо живут. А раньше и без веры в Бога жилось неплохо.
Что и говорить, нелегкое нынче время, многих россиян "перестроечно-рыночные" процессы вогнали в нищету, чувство безысходности в душах поселили. Но суть, наверняка, не в том, что плохи демократические преобразования. Ведь занимаются реформаторском люди, живущие в нашем обществе. Они и формируют ту систему, в которой все мы вынуждены находиться.
Как бы там ни было, вряд ли возможно чем-то оправдать тот кровавый террор, что был затеян в нашем государстве. Дикость и жесткость не подлежат оправданию.
Алексей Панферов,
Виталий Ярославцев
«Красноярские профсоюзы», 14.02.2001 г.