ЧИТАЛИ ЛЬ ВЫ?
Недавно в издательстве «Бонус» вышла в свет книга доктора философских наук, заведующего кафедрой истории культуры Красноярского государственного университета, действительного члена академии инопланетных контактов Андрея Михайловича Буровского «Сибирская жуть-3». Блестящая обложка с окровавленным вурдалаком, бойко написанный текст, в общем, все, как сейчас принято.
Автор пишет о «встречах с Демоническими силами и таинствах» в Красноярске и его окрестностях. Содержания книги я не затрагиваю, книжный бизнес — дело серьезное, денежное и мне непонятное. Задевает в данной работе невежество автора в отношении истории родного для него города. Так, известный в Красноярске купец-меценат Сидор Щеголев стал Иваном, жена его Татьяна превратилась в дочь. Купил Щеголев Крестовоздвиженский прииск на мелочные доходы с деятельности офени — коробейника? С. Щеголев золото нашел сам, сохранились его воспоминания.
В здании аграрного университета жил Иван Герасимович Гадалов, а не его брат Николай. По Мира, 46, где сейчас 15-я поликлиника, жил Афанасий Григорьевич с женой Цицилией, но не было благородного собрания. Генерал- майор Потапов, расстреливавший заключенных на даче в 1937 году — это Александр Сергеевич Панюков. И могилы расстрелянных им красноярский «Мемориал», обнаружив, естественно, не раскапывал и не вытаскивал «мумифицированные трупы», которые потом, по воле автора книги, воровали кур на дачах. Ведь, в отличие от А. М. Буровского, мы не посмели бы надругаться над могилами даже мысленно. Описание полярника Ф. Нансена даже близко не соответствует оригиналу («человек со значительным, тяжелым лицом, бородой и длинными волосами»).
Особенно неприятны в книге места, где Буровский глумится над учеными. Так, Академгородок по воле автора «напоминает декорации американского фильма про последствия атомной войны». В Институте леса СО РАН ученые (в книге Буровского) пьют спирт из мензурок и занимаются «мордобоем под дивный запах химикалиев», а известный ученый-почвовед Н. В. Орловский на всех защитах диссертаций «обязательно бросает черный шар» и, стуча палкой (с которой он никогда не ходил), врет: «Я бросил белый».
Я уж не говорю про мелкие неточности: «пуля двухстволки весом 9 грамм пробила череп со страшным скрипящим звуком»; «капитан ГИБДД и УВД Костя со служебным револьвером» и прочие ляпсусы, которые можно перечислять бесконечно.
Автор пишет: «Я лучше всех осведомлен об этом городе», но, работая над книгой, он не потрудился проверить факты, приведенные в Енисейском энциклопедическом словаре. Это свидетельствует о торопливости в работе и отнюдь не украшает Андрея Михайловича, которого я знаю как талантливого ученого-историка.
Сергей ОРЛОВСКИЙ.
«Красноярский рабочий» - 25 апреля 2001 года