Перегибы, допускаемые при проведении коллективизации, приводили к тому, что отдельные недовольные брались за оружие, образовывали банды, уходили в леса. Борьба с этими бандформированиями возлагалась также на милицию. Не всегда их ликвидация проходила гладко, без потерь. Характерный пример этому – ликвидация банды Пимщикова – Озерных.
В январе 1930 года Ачинский уголовный розыск установил, что в 14 км от деревни Трёхречки Берёзовского района, недалеко от границы Хакасского округа, скрывается банда Пимщикова – Озерных. Операция по ликвидации банды затруднялась тем, что стоянка её находилась на гористой таёжной местности, куда не было дорог. Решено было, прежде всего, лишить банду помощи со стороны пособников. Было выявлено и задержано 38 связников бандитов.
Для ликвидации банды был организован оперативный отряд из милиционеров и местных партийцев в составе 70 штыков. 23 января отряд под командованием начальника Ачинской городской милиции повёл наступление на стоянку бандитов. Бойцы отряда без должной предварительной разведки шли к ней цепью с разных сторон с целью окружения стоянки. При приближении к стоянке бандиты открыли сильный ружейный огонь. Он оказался настолько метким, что в первые же минуты боя из состава отряда выбыло пять человек убитыми и шесть ранено.
Командир оперативного отряда Пепеляев, учтя упорное сопротивление бандитов и укреплённость их позиции – они находились в двух больших блиндажах с бойницами – а также незначительность сил отряда и особенно отсутствие технических средств, отвёл его в деревню Трёхречку. При отходе Пепеляев допустил вторую ошибку: оставил логовище бандитов без наблюдения. Тела убитых из-за сильного огня подобрать не удалось.
О происшедшем было без промедления сообщено руководству окружного комитета партии. К месту событий были направлены заместитель начальника окротдела ГПУ Панфилов с отрядом из 30 сотрудников милиции и уголовного розыска. 24 января 1930 года в три часа утра отряд выступил из города Ачинска.
В тот же день в Трёхречку выехали председатель окрисполкома Барышков и окрвоенком Сашенков с пятнадцатью красноармейцами. В Тисульском и Мартагинском районах, граничащих с Берёзовским районом, тоже были сформированы отряды милиции из местных партийцев. Все перечисленные отряды были сведены в один отряд, во главе которого стали Барышков, Сашенков и начальник окрадмотдела Айзенштадт.
Утром 26 января было предпринято вторичное наступление на логово бандитов, но когда кольцо окружения сомкнулось, их там не оказалось. Они, выйдя из зимовья, направились на лыжах, судя по их следам, в глубь тайги, к границе Хакасского округа. Тела милиционеров, убитых при первом наступлении, были найдены раздетыми и зарытыми в снегу. Бандиты при этом забрали четыре винтовки, два револьвера, двести винтовочных патронов и две гранаты с капсюлями.
Командование отряда известило руководителей Хакасской милиции о переходе банды на их территорию и занялось установлением нового места её обитания. Разделило отряд на три группы, которые направило по разным направлениям. Впереди каждой группы послало лыжников производить разведку.
В Ачинске власти, получив донесение о неудаче, постигшей отряд Пепеляева, встревожились. Тем более Барышков в своём донесении Ачинскому окружному комитету ВКП(б) сообщал: «…Наступление началось не на основе предварительно произведённой разведки, а на основе общих сведений о банде. Идя в наступление, отряд, по существу, не знал точного нахождения землянок бандитов. Вместе с тем, набор лиц для передовой цепи не был произведён. Наряду с очень хорошими, стойкими товарищами, не раз бывавших в боевых схватках, попало большое количество лиц, впервые участвующих в бою. Это обстоятельство привело к тому, что в момент наивысшего напряжения перестрелки, когда с нашей стороны стали падать убитые и раненые, некоторые товарищи стали кричать, что такой-то убит, такой-то ранен, нет патронов, чем несомненно создали паническое настроение у людей, находящихся в цепи».
После того, как банда перешла в Хакасский округ, в район Саралы, её разгромом занялись сотрудники Чебаковского РАО. 12 апреля 1930 года начальник Хакасского окротдела Мыльников доложил начальнику уголовного розыска края, что банда Пимщикова - Озерных после принятия боёв с оперативными отрядами рассеялась. Однако до её полной ликвидации потребовалось ещё время. И только тогда, когда в мае в 5 верстах от деревни Кадат Берёзовского района Ачинского округа при перестрелке с разведгруппой милиционеров был убит один из сыновей Пимщикова – Семён, а в начале июня второй сын – Николай и один из видных бандитов – Чикильдиев Ермил, а также в конце июня умер от полученных ран сам главарь банды Пимщиков – Озерных, банда прекратила своё существование окончательно.
Банды орудовали почти во всех приенисейских округах, особенно страдал от них Канский округ. Десятки работников милиции и уголовного розыска погибли в борьбе с бандитизмом. Хотя, как видно на примере ликвидации банды Пимщикова – Озерных, эти потери не всегда были оправданными.
Анатолий Сенькин, зам. начальника
Шушенского РОВД, подполковник милиции.
«Ленинская искра» 27.06.2001 г. №76 (7137) (газета,
издаётся в Шушенском)