Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«Мёртвая дорога» оживает


Наши постоянные читатели, наверное, обратили внимание на многие публикации в «Речнике Енисея», посвящённые стройкам № 503 и № 501 МВД СССР. Под этими номерами шло строительство Северной железной дороги Салехард — река Пур — Ермаково — Игарка. Последние две статьи на эту тему вышли совсем недавно — в газете № 35 за 31 августа — 6 сентября 2001 года: «Жертвы войны, или Ещё раз о 503-й стройке» и «Жертвы стройки № 503». Они, как и ранее опубликованные материалы о Северной дороге, вызвали немалый интерес наших читателей. Поскольку очень многих увлекает эта великая и вместе с тем драматическая эпопея советского периода отечественной истории, мы предлагаем здесь информацию, которая проливает свет на дальнейшую судьбу Северной железной дороги и в какой-то мере содержит в себе ответ на вопрос: «Напрасны или нет были жертвы, труд людей, которые её строили?»

В этом году в Красноярске появился в продаже изданный в 1999 году в Минске (Беларусь) «Атлас автомобильных дорог. От Атлантики до Тихого океана». Очень подробный атлас, где обозначены не только автомобильные и железные дороги, города и посёлки, но и лесные тропы, отдельно стоящие избы, заимки, сараи и т. д. Так вот, на карте, где показан примыкающий к Салехарду и Нижневартовску регион, Северная железная дорога, с одной лишь надписью над ней: «недействующая», сплошной линией обозначена от Салехарда до реки Пур (это стройка № 501). А от Уренгоя (этот посёлок стоит на правом берегу реки Пур) до избы у реки Варка-Сылькы и далее до Седельниково и избы на левом берегу небольшой речушки, левого притока Турухана (в 30 километрах до Янова Стана), — железная дорога обозначена пунктиром (это западный участок стройки № 503). Пунктир, в данном случае, возможно, обозначает, что рельсы, которые были в своё время уложены, позже частично разобраны, о чём, например, пишет в статье «Стройка № 503, которая стала «мёртвой дорогой» («Речник Енисея» № 5 за 5 – 11 февраля 1999 года) В. А. Козаченко: «На участке Янов Стан — р. Пур Норильскому комбинату разрешили снять железнодорожные рельсы... К 1964 году были сняты рельсы с участка дороги протяженностью 300 км.».

От избы у притока Турухана до Ермаково и Игарки дорога на новой карте не обозначается. Возможно, от неё там не осталось каких-либо заметных следов.

Из атласа можно сделать однозначный вывод: Северная железная дорога в той её части, которая известна под номером 501, возрождается. И даже соединена с Транссибирской магистралью.
От Транссиба, из Тюмени, на Север отходит железная дорога, в районе Сургута пересекает Обь и углубляется в тундру, всё дальше и дальше на Север: на севере Ханты-Мансийского автономного округа она идёт через город Когалым, далее — по территории Ямало-Ненецкого АО — через город Ноябрьск, посёлок Уренгой (на него отходит ветка в несколько километров от Коротчаево), город Новый Уренгой, а заканчивается в порту Ямбург, что находится близ посёлка Ямбург на правом берегу Обской губы на Тазовском полуострове. Из карты следует, что участок — от Уренгоя до Нового Уренгоя —- этой железной дороги один к одному совпадает с дорогой, которую строили заключённые после войны, до кончины Сталина, — это порядка 90 километров. И эти километры уже вовсю работают на нужды нефтегазовой промышленности и местного населения.

Но и железная дорога от Нового Уренгоя до Салехарда, которая обозначена как «недействующая», скорее всего, будет востребована и доведена до ума. Дело в том, что на ней стоят посёлки нефтегазовиков — Пангоды, Старый Надым, город Надым, рядом находятся компрессорные станции, нефтегазовые месторождения — Танопча, Янгиюган. Вполне вероятно, что эта дорога уже строится, и мы узнаем о ней, когда она будет обозначена на всех географических картах России, так же, как мы узнали о многих дорогах тюменского Севера. Эти великие стройки нефтегазовики, как правило, не афишируют.

Также вероятно, что в скором времени будет продолжен участок Северной железной дороги от реки Пур (посёлка Уренгоя) на восток, в сторону Енисея. Хотя бы потому, что в 60 километрах (если ориентироваться по карте) восточнее Уренгоя прямо к дороге примыкает «Крупнейшее газоконденсатнонефтяное месторождение» (так значится в атласе). А от этого же поселка до избы у реки Варка-Сылькы уже проложена автомобильная дорога с твёрдым покрытием (то есть ещё восточнее «крупнейшего месторождения»).

Вообще, что касается автодорог с твёрдым покрытием, их на тюменском Севере ещё больше, чем железных. И об этом свидетельствуют не только карты, но и побывавшие там люди. Так вот, параллельно, бок о бок с Северной железной дорогой, проходят автодороги с твёрдым покрытием на участке от Правохеттинского (это 45 – 50 километров к востоку от Надыма) до избы у реки Варка-Сылькы, а это сотни километров. Кстати, от Нового Уренгоя на север — до Ямбурга проложена не только железная, но и автомобильная с твердым покрытием дорога.

Следует иметь в виду, что атлас, на который здесь делаются ссылки, издан в 1999 году. А сколько ещё дорог построено за истекшие два года — того мы на Енисее пока не знаем.

Собств. информ.
Речник Енисея, № 37, 14-20.09.2001.


/Документы/Публикации/2000-е