Новая книга Бориса Иванова воскрешает забытые страницы истории
В Красноярске есть небольшая улочка с весьма непритязательным названием — Транспортный проезд. Скорее, даже не улица — так, ничем особым непримечательный проход к заводу "Красцветмет" и далее — к "бетонке" и Транссибу. По нему ежедневно спешат работники предприятия, несутся грузовые машины, автобусы. Все бегом — это нормально, привычно, городские будни. Какой смысл прогуливаться по проезду?
«Правда» в нашей стране — понятие относительное. Откровения о былом накатывают волнами. Одно время, в период перестройки, было модно говорить о многочисленных жертвах репрессий. Потом эта тема заглохла, и огромный пласт жуткой истории становления советского общества так и остался до конца неисследованным. Многие из нас подчас даже и не догадываются о том, что нынешними своими успехами, относительным благополучием мы обязаны тем самым "жертвам репрессий".
Однако повторимся, «правда» — понятие относительное, И не всему забытому суждено кануть в Лету. Так, еще одна страница нашей истории воссоздается в книге Бориса Иванова "Плата за платину".
— Все началось в 1997 году, — рассказывает автор этой документальной повести. — В июле меня пригласил Владимир Николаевич Гулидов (тогда он был генеральным директором этого предприятия). Сказал, что нужно сделать книгу о заводе, написать подлинную историю его становления, особенно начального периода. Я согласился...
Подлинная история Красноярского завода цветных металлов — это, по сути, еще одна неизвестная страница из летописи ГУЛАГа. Об отношении завода к системе НКВД впервые робко заговорили в конце восьмидесятых. И лишь в ноябре 1996 года по инициативе Гулидова на кладбище в Покровке был открыт памятник одному из основных разработчиков заводских технологий Ивану Яковлевичу Башилову. Человеку, который, пройдя арест, следствие, лагеря, сумел сохранить достоинство, а главное, не растерял свой творческий потенциал.
Это правильно. Это должно. Нельзя оставлять безымянными могилы тех, кто строил наше настоящее. Однако же памятники молчаливы — они не смогут рассказать обо всех перипетиях тех событий. Именно потому и родилась идея создать книгу — документальное, "говорящее" свидетельство событий тех лет.
— С того самого момента, как я врезался в этот материал, начал копать, изучать, я понял, насколько поверхностно затрагивалась в нашем городе тема ГУЛАГа, — говорит Борис Иванов. — Однако еще одним, не менее шокирующим откровением было отношение самих работников предприятия к своей подлинной истории. На территории завода нет ни памятной стелы, ни даже мемориальной доски, напоминающей о жертвах тех лет. Правда, есть музей, в котором сохранилось немало свидетельств. Этот музей — никем не посещаемая территория, там лишь иногда проводятся заседания совета ветеранов. Я даже расспрашивал работников завода о музее, и что бы вы думали! Человек семь-восемь что-то слышали, но никогда там не были. Остальные даже не догадываются о его существовании.
Не интересоваться своим прошлым — уже норма нашего времени. Наверное, потому в книге постоянным рефреном звучит фраза: "Что-то с памятью у нас стало". Что-то с памятью...
Первый вариант книги был готов весной 1999 года. Почти два года кропотливой работы легли на стол генерального директора "Красцветмета" Владимира Гулидова 15 марта. Тот попросил месяц на знакомство с материалом. Иванов согласился.
— Я понимал, что человек он занятой, потому спокойно принял его предложение. Перезвонил только 15 апреля. Нужно сказать, что, несмотря на всю свою значимость, Владимир Николаевич был доступным человеком, Тому, кто хорошо знал Гулидова, достучаться до него было совсем не сложно: он приходил на работу очень рано и с семи до восьми утра сам брал телефонную трубку... Я помню тот разговор. Он сказал мне, что книга удалась, нужно лишь кое-что уточнить, подработать. Встречу мы отложили до его возвращения из командировки. Та поездка стала последней в его жизни.
Через несколько месяцев после трагической гибели Владимира Гулидова новое руководство завода выполнило условия трудового соглашения с Борисом Ивановым. Ему заплатили за проделанную работу и вернули рукопись, охарактеризовав ее как "выполненную на высоком идейном уровне". А на словах добавили, что издавать ее не будут, "потому что в ней много ГУЛАГа".
Что ж, никто не обязан выставлять напоказ свое прошлое. Однако после всех этих событий в книге появилась еще одна глава "...Вручив заводу навсегда и жизнь свою и имя". Посвящена она Владимиру Гулидову — человеку, ставшему вехой в истории "Красцветмета".
— Конечно, идея вписать в свое повествование главу о Владимире Николаевиче пришла ко мне намного позже. Вначале я был просто в трансе от известия о его гибели. Да и потом, получив отказ на издание от нового руководства завода, я не знал, как "приспособить" все собранные свидетельства становления предприятия. А потом, в апреле 2000 года, руководитель заводского музея Любовь Бомбакова помогла мне найти в Москве сына Башилова. Я слетал, поговорил с ним, посмотрел документы и понял, что такой материал не должен пропасть. Так после переработки главным героем книги стал не только завод, но и доктор технических наук Иван Яковлевич Башилов.
Несколько глав еще первого варианта этой документальной повести впервые увидели свет в январе 2000 года в иркутском журнале Business CIASS. Переработанный же вариант долгое время лежал на полке.
— Попытки найти издателя были, на мой взгляд, одним из самых непростых периодов в жизни этой книги. "Красцветмет", как я уже сказал, отказался участвовать в этом. Несколько глав из уже переработанного варианта этой книги были опубликованы прошлым летом в "Городских новостях", за что я очень благодарен редакции. Завод же на это никак не отреагировал, словно совсем открестился от своего трагического прошлого. Убежден, что такая позиция несправедлива, так не должно быть... Я говорю об этом с горечью, так как испытываю огромное уважение к коллективу "Красцветмета".
— Но вернемся к теме поиска издателя.
— Мне очень хотелось издать книгу целиком. Раз я чуть было не нашел издателя — материалом заинтересовался один из руководителей красноярского отделения СПС Андрей Васильев. Узнав, что на издание потребуется всего тысяча долларов, он сказал, что это не деньги и попросил оставить ему рукопись.
— И что, вам удалось договориться?
— Не совсем. После того как он забрал материал, я ему позвонил. В ответ услышал: "Позвоните завтра". Я перезвонил назавтра, потом на послезавтра. Так продолжалось двенадцать дней. В конце концов я приехал и забрал рукопись, так как не мог больше терять время.
— Вы обиделись?
— Да нет. Обижаться не было смысла, тем более что у него тогда был достаточно напряженный график — все-таки выборы в Законодательное собрание. Единственное, что меня удивило, — стоило ли так тянуть волынку? Если не можешь сказать "да", скажи "нет", а не корми "завтраками".
И все же удача улыбнулась автору. Владелец иркутского журнала Business CIASS заинтересовался повестью. Узнав о том, что появился новый, более полный вариант повествования о становлении предприятия, он предложил Борису Иванову издать "Плату за платину" у него.
Сегодня книга уже появилась в Красноярске. Тираж невелик, но ее можно купить в магазине "Русское слово". Насколько нужна она современному читателю? Это, действительно, вопрос. Ведь главный герой, Иван Яковлевич Башилов, один из основателей уникальной отрасли в нашей стране, был, как сегодня говорится, "жертвой репрессии". А в нашей стране эта тема не слишком популярна — мы то ли стыдимся, то ли боимся говорить об этой странице нашего прошлого. Трудно признаваться в том, что многими нашими сегодняшними успехами мы обязаны зэкам, строившим страну. Память человеческая — штука странная.
В начале февраля Башилову исполнилось бы 110 лет. Начиная с июля 1943-го по август 1953 года он дважды в день проходил по Транспортному проезду — на работу и обратно домой. Однако еще никто не задумался над тем, чтобы увековечить его имя в названии этой неприметной улицы. Не до того.
Его сыну, Башилову-младшему, скоро исполнится семьдесят. Он давно хотел съездить на могилу отца, но у него нет восьми тысяч на билеты. "Красцветмет" дважды обещал выделить деньги, но так и не сделал этого. Видимо, тоже не до того.
Так мы помним.
Ирина Голубович
«Городские новости», 07.02.2002 г. № 14 (770)