Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Дорога длиною в жизнь


Трудными, но верными дорогами прошёл свой жизненный путь Николай Николаевич Ефремов. Всю жизнь находился в постоянном творческом поиске. Истинно талантливый человек, он своими изобретениями внёс бесценный вклад в дело морского и речного флота.

Потомственный речник Николай Ефремов и родился-то на пароходе «Обь» — 16 апреля 1912 года. Правда, в паспорте по ошибке записали другой день рождения — 16 июля 1912 года — дату выдачи свидетельства о рождении.

Его отец, Николай Никитич Ефремов, 10 лет служил на военно-морском флоте, дослужился до машинного кондуктора царской паровой яхты «Штандарт» (подарок Вильгельма Николаю II). В дальнейшем с Вятской земли он поехал на заработки в Красноярск, здесь женился на дочери кузнеца Лидии Емельяновне и навсегда остался в Сибири. Начав работать в 1906 году механиком парохода «Лена», Николай Никитич отрегулировал на нём машину, усовершенствовал другие механизмы, улучшил положение колосниковой решётки в паровом котле.

Затем он перешёл работать механиком на пароход «Обь», а Лидия Емельяновна устроилась на этом же судне поваром. Здесь-то и появился на свет Николай Николаевич. Родился он под грохот паровых машин, отлаженных его отцом так, что «адмиралтейское» судно стало ходить в три раза быстрее. Когда Николай родился, пароход следовал из Минусинска в Красноярск. Итак, с самого дня рождения его дорога жизни стала тесно связана с Енисеем.

А изобретать он начал ещё мальчишкой. Как-то Коля Ефремов увидел: мужики нещадно лупили савраску за то, что она никак не могла вытащить из воды лесину. За ночь с пацанами, подобрав нужные детали, он починил ворот, зацепил бревно верёвкой и вытащил на берег. А на утро, когда пришли мужики, бить лошадь не понадобилось. Колю Ефремова с тех пор стали звать инженером. Но много трудных дорог пришлось пройти, чтобы стать настоящим инженером.

В 1929 году он уже водил баржи, до отказа набитые лучшими крестьянами, которых называли кулаками, коим и умереть было суждено за то, что они лучшие. На Злобино был «невольничий рынок». С поездов зеков перегружали на баржи и везли в лагеря.

В 30-е годы Николай Николаевич стал стахановцем. На теплоходе «Красноярский рабочий» не было квалифицированных слесарей. Он предложил свои услуги, и вдвоём с другом, Селезнёвым, они сделали средний ремонт дизелей и капитальный ремонт парового котла. Перевыполнение норм выработки составило от 250 до 1000 процентов — за счёт использования различных приспособлений. Николаю Николаевичу было присвоено звание первого стахановца Красноярского затона.

Когда он работал механиком на «Красноярском рабочем», капитаном был Лиханский. Возили в Дудинку грузы. Однажды пришли в Красноярск из очередного рейса, а капитана уже поджидал «чёрный ворон». Поставили другого — Меркушева; и его по возвращении из Дудинки ожидал арест. Не избежал такой участи отец Николая Николаевича.

Однажды, в 1938 году, баржи сели на мель, и сняться с неё не было ни малейшего шанса. От беспрерывной работы насосов воды не убывало – не хватало мощности. Механик Ефремов-младший знал, что на одной из барж есть японский насос, который превосходил все наши, вместе взятые. На все запросы в пароходство получили отказ. Что было делать? Составили подложную телеграмму, напоили шкипера, взяли насос на барже – и через сутки движение на Енисее восстановилось.

За такую смекалку Ефремова тут же «поощрили» – и в Красноярск. Посидел он в тюрьме (потом лишь узнал, что в одной из камер находился его отец) и был выпущен на волю под расписку о невыезде. Это капитан-наставник Иосиф Перельман замолвил слово: «Если бы не Ефремов, мы до сих пор там на мели сидели бы». А ночью пришёл дальний родственник и сказал, что завтра за Николаем придут. Ефремов собрался и уехал в Томск, и его не искали.

Та система хватала цепко, без причины, хватала горстями, и без причины могла отпустить. Николаю Ефремову удалось проскочить.
Сын царского механика Николай Николаевич Ефремов мог бы и не продолжать отцовскую линию активной жизненной позиции, высокопрофессионального мастерства, но стать плохим механиком он не мог. Он принадлежит к тем людям, которые лучшее в себе несут не только в складе ума и воли, но и в крови. Обладая неиссякаемой энергией, трудолюбием, настойчивостью, скромностью, отзывчивостью, этот человек, влюблённый в своё дело, жертвовал семьёй, праздниками, отпуском, забывал о завтраках и обедах. Умелый, самостоятельный, неравнодушный, он безотказно работал, творил и верил в своё дело, хотя иногда за свои талантливые изобретения получал не поощрения, а неприятности от злых, завистливых людей.

В 1930 году Николай Николаевич участвовал в морском перегоне судов, построенных для бассейна реки Обь в городе Данциге (Германия). В 1937 году поступил, а в 1942-м закончил дизельный факультет Томского технического института и получил звание инженера-механика. В процессе обучения все производственные практики проходил в качестве механика крупнейших судов Енисейского пароходства и на инженерно-технических должностях в Красноярском судоремонтном заводе. На этом же заводе после окончания института с 1942-го по 1946 год занимал ряд ведущих инженерных должностей.

В 1946 году был назначен главным инженером Игарских судоремонтных мастерских, где проработал до октября 1948 года. Здесь проявил себя как высококвалифицированный инженер, в совершенстве знающий своё дело, хорошо организовал производство, внедрил целый ряд рационализаторских разработок, направленных на совершенствование технических процессов. Под руководством Николая Николаевича Игарские мастерские, например, первыми в бассейне освоили центробежное литьё и отливку в кокиль.

В октябре 1948 года он был переведён в Красноярск и назначен на должность начальника механикосудовой службы пароходства. Прекрасно зная флот Енисейского пароходства, обладая богатой инженерной эрудицией, Н. Н. Ефремов умел быстро и точно разрешать сложные технические вопросы, вносить и реализовывать новаторские идеи. Так, в 1951 году во время своего отпуска он произвёл опытную работу по переводу газогенераторного двигателя на жидкое топливо, за что получил благодарность от коллектива и дирекции Миндерлинского совхоза. В 1955 году работал доцентом кафедры «Детали машин» Красноярского технологического института.

С 1964-го по 1969 год в Финляндии, в городах Турку и Пори, Николай Николаевич был старшим наблюдателем за постройкой кораблей «река — море» — типа «Иван Назаров», «Вячеслав Шишков». В 1965 году он доказал начальнику инспекции Морского Регистра СССР в Финляндии Александру Максимовичу Цибулину нецелесообразность изготовления громоздких металлических съёмным переборок на 25 строящихся кораблях класса «река — море». За счёт отмены изготовления переборок была получена экономия в 450 тысяч финских марок.

Вместе с Николаем Николаевичем в городах Турку и Пори находилась его жена Валентина Аркадьевна. Будучи детским врачом, она работала там на общественных началах. Валентину Аркадьевну назначили «крёстной» новенького теплохода «Морской-7» при его спуске.

Николай Николаевич не останавливался на достигнутом и пребывал в постоянном поиске. По его методу были устранены конструктивные недостатки главных дизель-генераторов на дизель-электроходе типа «Россия». Его исследования были оценены как научный труд, имеющий большое практическое применение в народном хозяйстве страны и особенно на судах речного и морского транспорта. К нему за помощью обращался Таллинский политехнический институт, Омский судоремонтный завод, инженеры Иртышской инспекции Речного Регистра РСФСР.

Николай Ефремов даже в преклонные годы остаётся с молодой душой искателя. За 50 с лишним лет работы своими изобретениями и рацпредложениями он дал государству более 19 миллионов рублей прибыли.

Дважды подавал заявление, чтобы вступить в партию — в КПСС, но его не принимали из-за репрессированного отца. И только 25 января 1974 года Николаю Николаевичу, наконец, был вручен партийный билет.

За свои труды имеет много наград и грамот. Три авторских свидетельства на изобретения, много удостоверений о рационализаторских предложениях. Награждён медалями: «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гт.», «50 лет победы в Великой Отечественной войне», «300 лет Российскому флоту», почётными грамотами: «Советской внешней торговли», за работу в Финляндии — вручена 22 апреля 1968 года в Финляндии, Министерства речного флота — за 1952 и 1957 годы, Президиума Верховного Совета РСФСР — за подписью Председателя Президиума ВС РСФСР Н. Игнатова. Является почётным членом Клуба капитанов.

Сейчас Николай Николаевич на заслуженном отдыхе. Долго болел, не вставал с постели. Но, благодаря любви и заботе его жены, верного друга, Валентины Аркадьевны, поднимается с постели, садится и ходит по квартире. Перед такими чувствами, верностью, нежностью можно преклониться. Супруги Ефремовы на пороге бриллиантовой свадьбы и, конечно, окружены вниманием дочерей, внуков.

Я поздравляю Николая Николаевича с девяностолетним юбилеем и желаю дорогому долгожителю дожить до бриллиантовой свадьбы и весенним днём встретить ещё и своё столетие. Пусть в окна светит солнце, о весне и о жизни поют птицы.
После общения с этими чудесными людьми я вышла на крыльцо дома, где они живут, с тёплыми чувствами и подумала, что о таких людях можно написать целую книгу. Потом вспомнились слова А. П. Чехова: «Боже мой! Как богата Россия хорошими людьми!»

И как жаль, что они редко встречаются в наше сложное время.

Эмилия Быстрова.
Речник Енисея, № 14, 12-18.04.2002.


Н. Н. Ефремов в 1930-е годы.


/Документы/Публикации/2000-е