ВO второй половине двадцатых годов в нашей стране был провозглашен курс на ускорение темпов социалистического строительства. Проблемы со средствами для создания тяжелой индустрии Сталин и его окружение решают, в первую очередь, за счет крестьян, перекачивая капиталы из сельского хозяйства в развитие промышленности.
Все эти нововведения того времени коснулись и крестьян нашего района. Прежде всего, это выражалось в сплошной коллективизации и раскулачивании. Неотъемлемым элементом формирующейся системы управления стали массовые репрессии. Они проводились под прикрытием идеи обострения классовой борьбы. Решения о репрессии крестьян принимали местные власти.
Эти исторические процессы нашли свое отражение в документах, сохранившихся в архивах. Сохранились они и в архивном отделе администрации Балахтинского района. Накануне Дня памяти жертв политических репрессий мы встретились с заведующей архивным отделом В.Ф. ФРОЛЕНКО.
- Скажите, Валентина Федоровна, какие документы, касающиеся репрессий в Балахтинском районе, хранятся в архиве?
- Сохранилось их очень мало. Судя по документам, репрессии в Балахтинском районе начались с 1926 года. Самый старый документ датируется этим годом, - начинает свой рассказ Валентина Федоровна.
- Очень интересно было бы посмотреть...
По моей просьбе Вапентина Федоровна достает из сейфа стопку пожелтевших от времени тетрадей, похожих на старинные амбарные книги.
- Вот в этом документе, - говорит она, - содержатся сведения по Безъязыковскому, Еловскому, Ключинскому, Грузенскому, Огурскому, Курбатовскому и другим сельским Советам. В нем помещен список лиц, лишенных избирательных прав по Балахтинскому району за 1926- 1927 годы. Есть аналогичный список за 1934 год Караульского сельского Совета.
- Расскажите поподробнее, какие секреты хранят эти документы.
- Сейчас это уже не секреты. Хотя раньше доступ к этим документам был ограничен, - улыбается Валентина Федоровна. - Вот, например, "Список лиц, лишенных избирательных прав по Балахтинскому сельскому Совету за 1936 год". В этом документе перечислены фамилии 73 семей репрессированных. Но были и такие, которых восстанавливали в правах и оставляли в хозяйствах .Согласно списку значатся три таких семьи.
- Скажите, а за что же все-таки выселяли целые семьи?
- Согласно инструкции ЦИК выселению подвергались лица, прибегавшие к наемному труду, с целью извлечения прибыли, торговцы и посредники, лица, живущие на нетрудовые доходы, духовенство, агенты бывшей полиции и жандармы.
- А что могло явиться "смягчающим обстоятельством"?
- Восстанавливали по разным причинам. Вот, например, сохранились документы за 1931 год: протоколы заседаний Балахтинской районной тройки по выселению кулацких хозяйств и протокол заседания президиума Балахтинского райисполкома "О пересмотре кулацких дел". Согласно протоколу № 1 от 11-13 июля 1931 года рассмотрены дела ста девяноста человек. Из них были восстановлены в хозяйствах тридцать два по различным причинам: по старости, по отсутствии признаков эксплуатации, бывшие партизаны. Любопытный факт заключается в том, что в графе "Социальное положение" напротив каждой фамилии написано "зажиточный".
-А сколько всего жителей района пострадало от политических репрессий?
- Общее количество мне неизвестно. А на основании имеющихся в нашем архиве документов могу сказать, что за 1926, 1927, 1931, 1934, 1936 годы, то есть в течение пяти лет, репрессиям в районе было подвержено около шестисот человек.
- И еще, Валентина Федоровна, расскажите, как используются эти документы в работе.
- Во-первых, к ним возрос интерес со стороны исследователей. Их изучают студенты, педагоги, учащиеся школ и граждане других категорий. Кроме того, архивные работники готовят справки о политических репрессиях по запросам. И, кстати, потребность справок такого рода увеличилась. Если в 1998 году к нам поступило 14 заявлений, в 2001 - 21 заявление, то в текущем году принято уже 13.
- Спасибо Вам за увлекательную беседу. Хочется надеяться, что эти документы сможет изучать еще не одно поколение.
ПОСТСКРИПТУМ:
В нашем районе с 1995 года существует комиссия по рассмотрению вопросов,
связанных с реабилитацией жертв политических репрессий, возглавляемая
заместителем главы администрации Балахтинского района Р.Б. Климановой. Комиссия
рассматривает обращения граждан о выплате денежной компенсации за
конфискованное имущество репрессированных по политическим мотивам на территории
Балахтинского района. Комиссией рассмотрено уже 58 дел. Заявления поступают
практически изо всех уголков России и ближнего зарубежья.
Подготовила И. ЮХНОВЕЦ.
Сельская новь (Балахта) 25 октября 2002 года
Материал предоставлен Балахтинским краеведческим музее