Леонид Георгиевич Вещиков (на снимке) уроженец села Косарева, Новодеревеньского района Орловской области. Находился в ссылке вместе с матерью Вещиковой Варварой Михайловной: 29 августа 1942 года Особым совещанием при НКВД СССР, как член семьи изменника Родины, был выслан в Красноярский край сроком на 5 лет с конфискацией имущества.
Рассказывает сам Леонид Георгиевич.
-- Отец мой также родом из Косарево, был трактористом, поэтому на фронте не был. Мои мама, брат, в том числе и я также работали в сельском хозяйстве: жали, косили, сажали. В то время все так жили, и никто не жаловался. Когда в деревне узнали, что немцы подходят к нашей деревне, отец с другими товарищами погнал трактора, чтобы спрятать их от немцев. Вернулся он, наверное, через неделю и буквально через час пришли военные. Без всяких объяснений отца увели. С тех пор мы его больше не видели …
Спустя несколько дней после безуспешных попыток что-то разузнать, мы выяснили, что отца обвиняют в измене Родине. Через несколько дней к нашему дому подъехали чекисты, велели собираться и матери. Мама плакала. Но в то время никто не спрашивал твоего мнения и согласия. В повозке, которая находилась возле нашего дома, уже сидела одна семья из трёх человек, в неё посадили и нас, не дав собрать даже вещи.
Сначала нас отправили в г. Елец, где некоторое время мы находились в тюрьме, затем нас всех посадили в поезд, в котором мы ещё находились две недели пока полностью не заполнили его. Прибыв в Красноярский край, нас расположили на ст. Енисей в бараках. Здесь мы пробыли недолго, так как всех должны были распределить по разным районам и деревням. Мама была сослана в ссылку на поселение в Сухобузимский район. На спецпоселении находилась с двумя сыновьями, освободилась в 1947 году по истечении срока. До 1967 г. мы прожили в д. Шестаково Сухобузимского района. Всю свою жизнь, начиная с 12 лет, я проработал в колхозе. Образование не получил. Зато выучился на тракториста и шофера.
Несмотря на то, что произошло, Леонид Георгиевич на судьбу не в обиде. Как и все женился, обзавёлся детьми, дал им соответствующее образование и воспитание. Он имеет множество почётных грамот и дипломов. Например: диплом о присвоении ему звания «Гвардеец лесозаготовок-74».
-- На жизнь не жалуюсь, – говорит Леонид Георгиевич, – но сейчас нам не хватает власти коммунистов, которые поставили бы всё на свои места и не допустили такого бардака, и это несмотря на то, что я когда-то сам пострадал от рук коммунистов. Но тогда шла война, и их тоже можно понять. Малейший шаг в сторону – и ты уже изменник.
Нам ещё повезло, что больше никого не арестовали, мы никогда не подвергались
преследованию со стороны других лиц. И уверен, что отец поступил правильно, я до
сих пор считаю, что он был невиновным. Просто так распорядилась судьба, и время
было военное.
Спустя десятилетия Леониду Георгиевичу удалось собрать лишь выборочные листы
дела, в котором впоследствии была выявлена невиновность его отца.
Из справки, выданной Военным трибуналом Московского военного округа.
Дело по обвинению Вещикова Егора Тимофеевича, 1903 г. рождения, до ареста работавшего трактористом в Новодеревеньской МТС Орловской области, пересмотрено Военным трибуналом Московского военного округа. 23 июня 1960 г. Постановлением от 25 апреля 1942 года в отношении Вещикова Е. Т. оно отменено, и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Вещиков Е. Т. по данному делу реабилитирован посмертно.
P.S. В то время, действительно, каждую оплошность считали изменой, ссылали в ссылку, даже если ты был невиновным. Сколько детей осталось без родителей, сколько судеб было искалечено на всю оставшуюся жизнь! Некоторые и не знают, где похоронены их близкие, за что их сажали и ссылали …
А многие, даже спустя столько лет, не могут даже вспоминать ту беззаконность, которую вершили в те времена.
А. Ефремова.
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 143, 29.10.2002.