Весь мир вздрогнул от террористической акции боевиков в Москве: погибло более ста ни в чем не повинных людей. Мир проклинает убийц, и это еще один урок человечеству. А уроков забывать нельзя!
В дни трагических событий в Театральном Центре я услышал реплику одного из прохожих: «Сталина нам надо: навел бы порядок!..» До сих пор это распространенная точка зрения.
А мне сегодня, когда отмечается «День памяти жертв политических репрессий» хочется рассказать об одном, рассекреченном ныне, документе. Это подписанный Сталиным Протокол N 57 заседания Политбюро ЦК от 31 января 1938 года.
« а). Принять предложение НКВД СССР об утверждении дополнительного количества подлежащих репрессии бывших кулаков, уголовников и антисоветского элемента: (цитируется выборочно В.К.)
1. Армянская ССР 1000ч. – по 1-й категории; 1000ч.- по 2-й категории;
2. Белорусская ССР 1500ч. -- // -- 1500ч. -- // --
4. Грузинская ССР 1500ч. 1500ч.
13. Иркутская обл. 3000ч. 500ч.
14. Красноярский край 1500ч. 500ч.
(Всего по первой категории по стране – 47 тысяч человек В.К.)
б). Предложить НКВД СССР всю операцию закончить не позднее 15 марта 1938 года;
в). Во всех остальных краях, областях и республиках работу троек закончить не позднее 15 февраля с тем, чтобы были закончены все дела в пределах установленных лимитов (!)»
Но это – дополнительные, сверхплановые репрессии, по просьбе трудящихся, как говорится (а фактически - по инициативе обкомов и крайкомов). Начало же «трагедии 37 года» положило решение Политбюро ЦК ВКП(б) NП51/94 от 2 июля 1937 года.
« ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых парторганизаций, представителям НКВД взять на учет всех кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке проведения их дел через тройки, а остальные – высланы в районы по указанию НКВД.»
Во исполнение этого решения нарком внутренних дел издает приказ N00447, в котором раздел 2 был озаглавлен “О мерах наказания репрессируемым и количестве подлежащих репрессии”
“Все репрессируемые разбиваются на две категории:
а). Первая - … подлежат немедленному аресту и расстрелу;
б). Вторая - … подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет.»
Далее в приказе аккуратно перечисляются 67 областей и прочих субъектов СССР с разнарядкой по лимитам. Всего на 76 тысяч человек по первой категории и более 200 тысяч - по второй категории.
Вот это организация! Одним росчерком пера приговаривалось к немедленной смерти 76 тысяч человек, другим росчерком (через полгода) – еще 50 тысяч. И сотни тысяч – приговаривались к медленной смерти в лагерях. Все было выполнено и перевыполнено. Вот это порядок!
Сегодня мы приветствуем офицеров наших спецслужб: в Москве они спасали людей, рискуя собственной жизнью. Ну, а чем занимались спецслужбы нашего мрачного прошлого хорошо иллюстрируют приведенные документы.
Нынче миллионы людей полностью реабилитированы в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», которому в этом году исполнилось 11 лет. Даже в нашем Железногорске, выросшем уже после периода массовых репрессий, в Управлении социальной защиты стоит на учете 285 реабилитированных и 63 пострадавших от политических репрессий. И работа продолжается! Только в 2002 году на основании справок о реабилитации 68 граждан получили свидетельства, и, соответственно, льготы на оплату услуг ЖКХ, бесплатный проезд, зубопротезирование и т.д.
Работникам Управления соцзащиты каждый раз приходится сталкиваться с драматическими историями, с изломанными судьбами людей. И они стараются быть особенно внимательными к этой категории своих подопечных.
В отличие от многих других законов «Закон о реабилитации жертв политических репрессий» – работает, государство признало вину перед гражданами за нарушение их прав. И это одна из гарантий уверенности в том, что правовое государство в России будет построено, и что возврата к прошлому не будет.
Виталий Куканов
Депутат городского Совета, председатель
комиссии по восстановлению прав
реабилитированных жертв политических
репрессий
Виталий Куканов
"Город и горожане" от 31 октября 2002 года (г.Железногорск).