К этой дате Красноярский музейный центр
на Стрелке подготовил выставку, которая
является продолжением проекта "Память
сердца". Первое подобное мероприятие
состоялось в 2000 году. Сегодняшняя выставка
состоит из трех частей.
"Арестованная муза" - так называется экспозиция, рассказывающая о судьбе художника Бориса Петровича Свешникова. Борис Свешников (1927-1998) в 19 лет был арестован по нелепому, дикому, но, увы, стандартному в те годы обвинению в подготовке покушения на Сталина и приговорен к восьми годам заключения в Ухтижемлаге Коми АССР. В это время он был студентом Московского института прикладного и декоративного искусства. На выставке представлены лагерные рисунки Бориса. Занятие графикой было единственной возможностью почувствовать себя хоть на минуту свободным. Домой он постоянно писал, что только рисунки как возможность уйти от реальности поддерживают в нем жизнь. В лагере Борис старался полностью скрыться в своем внутреннем мире, зная, что, пока ему это удается, он способен оставаться человеком. Лагерная атмосфера разрушающе действует на людей.
В первых работах сюжеты его рисунков не касаются реальности. Это хрупкие воспоминания, зарисовки, едва возникшие и начинающие стираться. Линии тонкие, дрожащие, отчего все изображенное напоминает ночной бред на грани пробуждения. Особенно ностальгическая экспозиция "Осеннее".
Скорбная лагерная тема начинает появляться спустя три года после ареста. Отдельные фрагменты рисунка становятся резкими, кричащими. На рисунке "Дождь" пейзаж из тонких линий разрезан силуэтами черных крестов. Коллекция Свешникова сохранилась лишь чудом. Благодаря ей мы можем судить об эмоциональном состоянии людей, находящихся в заключении.
Другой раздел выставки посвящен экспедиции по Колымскому тракту. Здесь представлены фотографии, документы и предметы, собранные в ходе обследования лагерей "Батугычаг", "Днепровский", "Эльген". Особенно поражают фотографии детского кладбища из лагеря "Эльген": горка щебня с колышком и крышкой от консервной банки, на которой выбито даже не имя - номер.
Последний раздел посвящен новым, еще неизвестным именам, новым скорбным историям. За стенами и колючей проволокой так тщательно пытались скрыть все происходящее, что на выставке, существующей уже не первый год, печальные открытия не переводятся.
Ирина ГОЛОВА.
Красноярский рабочий, 5 ноября 2002