Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать...
Анна Ахматова
30 октября — День памяти жертв политических репрессий. В этот день во многих городах России прошли многочисленные траурные церемонии, митинги, панихиды в память о невинно убиенных в годы репрессий. Не был исключением и Красноярск
В Красноярском культурно-историческом музейном комплексе на Стрелке была открыта выставка «Память сердца». Репрессированные, которые прошли сталинские концлагеря и ссылки и остались живы, их родственники, знакомые и просто неравнодушные красноярцы собрались в одном из залов музея. У многих в глазах слезы: они вновь представили себе то страшное время, когда в одночасье рушились семьи, обрывались человеческие жизни.
— Я все прекрасно помню, — вспоминает дочь репрессированного речника Я.В.Павляка Галина Яновна Тютькова. — 14 февраля 1937 года, поздно вечером, к нам в дом пришли люди в военной форме. Забрали папу и увезли. Через четыре дня его расстреляли. Мы узнали об этом из официальных документов, которые нам выдали много позже. А 10 октября забрали маму и меня, одиннадцатилетнюю девочку, затем — мою старшую сестру. Мама была осуждена на десять лет и отбывала наказание в лагерях Караганды, сестре присудили пять лет лагерей и отправили в Туруханск. Я же в общей сложности провела в лагерях семь лет. В каких условиях мы жили, что ели? — без содрогания нельзя вспоминать.
Выставку памяти репрессированных можно разделить на три части. Сразу при входе в зал на стендах расположены фотоснимки экспедиций на Колыму под названием «Колымский тракт». Экспедиция была организована Пермским мемориальным центром «Пермь-36», в ней приняли участие сотрудники из Красноярского и Московского обществ «Мемориал». Снимки знакомят присутствующих с тремя крупными лагерями репрессированных: Днепровский, Кинжал и Бутугычаг. Уцелевшие бараки, где жили заключенные, места их работы, лагерная больница. Поражают своим видом лагерные кладбища, надписи полустерты, среди больших могил есть и маленькие — видимо, захоронения детей.
— Это жуткое безжизненное пространство, — рассказывает о колымских лагерях председатель Красноярского общества «Мемориал». — Горы сохранившейся обуви, как в хронике военных лет, показывающей нацистские лагеря. Общие могилы, заваленные трупами заключенных. Мастерские, шахты, жуткие металлические конструкции. И везде огромное количество колючей проволоки.
Второй раздел выставки посвящен репрессированным речникам. Экспонаты любезно предоставлены сотрудниками Музея истории и развития судоходства в Енисейском бассейне.
— За 1937-1939 годы было репрессировано более 300 речников, — рассказывает директор музея Михаил Демьянович Селиванов. — Людей забирали из дома, с работы и даже с вахты. Среди репрессированных были как первые лица пароходства (П.М.Мещеряков — начальник Енисейского пароходства с 1932-го по 1937 год, К.В.Сергеев — партсекретарь Енисейского бассейна, В.С.Краснощеков — председатель баскомречфлота, отец и сын Козулины — старший занимал должность начальника пристани Новоселово, младший — первый начальник Красноярского речного порта, А.В.Телегин, начальник затона и т.д.), так и капитаны, механики, штурманы, помощники механиков, боцманы судов. В основном все они были расстреляны, либо не вынесли всего ужаса заключения и погибли.
На стендах выставлены фотодокументы, копии ордеров на арест и решения «верховной тройки», фотографии политзаключенных, барж «Фатьяниха», «Ангутиха», «Ермачиха», макеты судов «Красноярский рабочий», Орджоникидзе», на которых везли репрессированных в места заключения и ссылки, где многие нашли свое последнее пристанище.
Третий раздел выставки посвящен графике Б.Свешникова, который в 1946 году вместе с участниками так называемой антисоветской террористической организации и студентами Московского института прикладного и декоративного искусства был арестован Главным управлением контрразведки МГБ СССР. Борис Свешников отбывал ссылку в Воркуте и был реабилитирован только в 1954 году. За годы, проведенные в неволе, он создал ряд графических произведений, большая часть которых была написана ночью.
Здесь же, на выставке, можно было узнать о судьбе репрессированных родственников, знакомых. Более 40 тысяч имен и фамилий сибиряков, арестованных в те годы, информация об их дальнейшей судьбе были внесены в память компьютера. Такую работу провели и проводят сотрудники Красноярского общества «Мемориал». С каждым годом этот список пополняется новыми данными.
После ознакомления с экспонатами выставки в кинолекционном зале музейного комплекса состоялся концерт мужского камерного хора под управлением Валерия Рязанова.
Трогательная церемония спуска на воду памятных свечей и венков завершила первый день выставки, посвященной памяти жертв политических репрессий.
Ирина Елисеева
«Речник Енисея», 08-14.11.2002 г.