Хочется рассказать об одной судьбе. Судьбе репрессированного Вегеле Вильгельме Филипповиче, 1930 года рождения, проживающего в пос. Луговское с 1957 года. Общение с пожилыми людьми всегда приятно, потому что многое можно узнать из прошлой жизни, той жизни, где нас с вами не было.
«Жили мы с родителями в Саратовской области, Купский район, деревня Лава. В августе 1941 года пригнали нас, жителей Лавы, в Б-Муртинский район, д. Айтат, это уже потом меня переманили в Орловку. По Указу М. И. Калинина эвакуировали нас всех быстрым темпом, ничего не объясняя. Шли догадки, что немец близок. Подогнали машины военных, и быстро всех загрузили и повезли на станцию. Взяли с собой только то, что могли унести, а скот и всё нажитое осталось.
Везли нас в Сибирь. Целый месяц добирались до места. Приходилось подолгу стоять в тупиках, ожидая, когда путь освободится. Люди шли в ближние посёлки, деревни, чтобы поменять вещи на продукты, а в это время поезд трогался дальше, оставляя их позади, а детей – в эшелоне без родителей. Сколько за время следования потерялось, поотставало и просто умерло людей, жутко вспомнить.
По прибытию на место всех мужчин, и моего отца в том числе, отправили на трудовой фронт. Дома остались одни бабы и дети. Я тоже стал работать, несмотря на свои 11 лет, разнорабочим в бригаде. В то время в Орловке был колхоз «Новый путь», это уже позже все деревни объединили (их сейчас уже и нет) – Коленка, Токаревка, Боровик, Черняевка – и стал зваться колхоз имени Ворошилова. А жилья на всех не хватало. Хорошо, я познакомился с девушкой Лидой, мы вместе работали. Она жила со своим стареньким отцом, мать у неё умерла. В 1948-м году я собрал свои пожитки и перешёл жить к ней, и стали мы мужем и женой. У нас там родилось двое ребятишек. А в 1957 году, 13 апреля, мы с Лидой и детьми переехали в Луговское. Жена-то моя с 1927 года рождения. В Луговском у нас родилось ещё двое детей, но один ребёнок умер от дифтерии в возрасте 6 лет. Осталось у нас трое, все, слава Богу, живы и здоровы, не забывают нас. Одна дочь живёт здесь, в посёлке, работает продавцом, вроде неплохие они у нас выросли, люди уважают.
А реабилитировали нас где-то в 1990-х годах, уже точно и не помню. Помню только, приехал человек в Таловку, я там как раз был на ремонте, сунул какую-то бумагу, чтобы я подписал. И взяли с меня слово, что ничего не буду просить и требовать у государства о возмещении убытков и что обратно не уеду. А куда мне уже было ехать?! Свой дом, хозяйство. На пенсию я ушёл в 1991 году, но ещё работал, просили меня. Я не отказывался. Общего стажа у меня хватит на троих, больше 60 лет будет».
За время своей трудовой деятельности Вильгельм Филиппович награждался неоднократно: грамотами, ценными подарками, медалью «Ветеран», значками, есть даже орден «Знак почёта», ни у кого в посёлке нет, а у него – есть. Это о многом говорит. Всю жизнь проработал Филиппович на тракторе. Однажды даже его хотели отправить в Чехословакию на соревнования, но когда узнали, что он немец – не пустили …
«11 октября мы, с женой моей Лидушкой, отметили 55 лет совместной жизни. Вот она – жизнь! Пролетела, и не заметили, как хочется пожить нормально ещё немного, но как знать…».
Записала директор Луговского СДК Н. В. Серебренникова.
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 135-136, 28.10.2003.