Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Без права переписки


В районном краеведческом музее прошли встречи учащихся старших классов Сухобузимской средней школы с людьми, пострадавшими от политических репрессий. Два дня ребята знакомились с историей своей страны не по страницам школьного учебника, а на судьбах своих земляков. людей, с которыми порой живешь бок о бок, сталкиваешься каждый день на улице. а ничего не знаешь о той трагедии, которую им пришлось пережить.

Почти не осталось в живых людей того поколения, которое начинало строить социализм, а именно оно и подверглось массовым репрессиям. Но живы их дети, им далеко за 60. Многое в памяти стерлось, потому что родители предпочитали молчать о том, что с ними произошло. Иногда дети не знали своих подлинных фамилий. Не знали, кто отец или мать и что с ними произошло.

Так, например, Лидия Ивановна Саблина только в 12 лет узнала, что ее родители - сосланные. Но еще долгое время это был просто факт биографии. А вот когда она подала заявление о вступлении в партию, очень уважаемый ею товарищ отказался дать рекомендацию. Это была неприятная неожиданность, она растерялась. Никогда раньше Лидия Ивановна не задумывалась о превратностях судьбы, а здесь эта самая судьба ударила больно и несправедливо уже не по бабушке или родителям, а именно по ней, по человеку третьего поколения немцев, переселенных волей Сталина в Сибирь.

Если Лидия Ивановна еще молодая женщина, то Амалии Генриховне Черных 10 июня 2003 года исполнилось 80 лет. В 1941 году, когда вышел знаменитый указ о выселении немцев с Поволжья, ей было 18. Влюбленная молодая женщина, которая только что вышла замуж, была разлучена с мужем навеки. Как в песне поется: «На Север поехал один из них, на Дальний Восток - другой». Мужа забрали в трудармию, где он погиб, жена оказалась в Сухобузимском районе. Уже в Сибири выяснилось, что она беременна. Но, как говорит Амалия Генрихов- на, ребенок ее и спас. Пожалели молодую женщину, оставили на легкой работе - техничкой в Карымском сельском Совете. А вскоре, узнав, что она умеет писать, определили в секретари. Кем только не приходилось работать за долгие годы жизни: и истопником, и учителем, и учетчиком в колхозе. Но не растеряла Амалия Генриховна свои задор и энергию. И сейчас в свои 80 лет молодо выглядит и охотно делится с юным поколением своими воспоминаниями, советует, какими надо быть, чтобы заслужить уважение окружающих людей.

На встрече с ребятами побывало несколько человек, пострадавших в результате раскулачивания. Они попали под самую первую волну репрессий, которые захлестнули всю страну.

На 1 января 1930 года в Сухобузимской волости было раскулачено и отправлено на выселение 186 семей. Но это было только начало.

Николай Николаевич Вохмин плохо помнит то время, ведь было ему неполных 6 лет. В памяти сохранилось, что, когда отца раскулачили, его, пятилетнего ребенка, прятали в Подсопках у родственников. Соседка Наталья Мурзакина, которая была немного постарше Николая, позднее рассказывала: «Все забрали, все расхватали, даже самовар, у которого не было краника, а вместо него вставлено веретено. Забрали разбитое зеркало, а шаньги, которые хозяйка только вынула из печи, в мгновение ока исчезли за пазухами членов комитета бедноты. А один, самый нетерпеливый, не выдержал и начал есть шаньги одну за другой. Ест, ест, давится да ест.» Главе семьи пришлось отсидеть 4 года по 58 статье, как врагу народа, пока не пришло решение о реабилитации.

Очень хорошо помнит то время Ольга Игнатьевна Анфимова:

- Возвращаюсь с подругами домой и вижу: стоят возле нашего дома незнакомые люди, подводы. Захожу в дом, а там комитетские все забирают, а мама схватила топор и кричит: «Не подходите, не дам, зарублю!». Но все забрали, самих выселили, а о судьбе арестованного и расстрелянного отца узнала совсем недавно.

Много горя пришлось хлебнуть Ольге Игнатьевне, но судьба ее не сломила, не ожесточила.

- Я благодарна людям, которые мне помогли выжить, никогда этого не забуду.

Здесь я нашла друзей, подруг, и лучше нашего края ничего нет, - так закончила она свое выступление.

В унисон с ней прозвучали слова Галины Ивановны Шуваевой, которая рассказала, что именно здесь, на сухобузимской земле, она нашла понимание и поддержку.

- Все-таки какие хорошие у нас люди. В то время, когда по доносам очень многие оказывались за решеткой, сухобузимцы старались помочь, защитить, уберечь полит- ссыльных, которые и так хлебнули горького досыта. А ведь люди, сорванные с родных мест и брошенные на произвол судьбы, порой доходили до отчаяния: нечего было есть, негде было жить.

Однажды мать Галины Ивановны, отчаявшись найти работу и пропитание, положила свою дочку на крыльцо больницы и сказала: «Если не дадите мне работу, пусть ребенок умрет, чтоб не мучился». Нашлись сердобольные люди, приютили, помогли с работой. Выжили мать и дочь. И непросто выжили. Галина Ивановна получила высшее образование, воспитала двух прекрасных сыновей и всю жизнь вместе с мужем трудилась на благо страны, которая иногда была столь жестока к своим гражданам.

Алевтина Антоновна Першина оказалась репрессирована как дочь врага народа.

Ее отец Антон Викентьевич Першин был арестован и расстрелян в 1937 году. Правда, об этом она узнала много лет спустя.

Алевтина Антоновна - человек трудной судьбы, которой в жизни было отмерено столько испытаний, что поражаешься силе духа и стойкости этой маленькой женщины. Годы и болезни подточили здоровье, но не смогли сломить характер.

Ей было 7 лет, когда на се-ью обрушилось несчастье: в Ленинграде, где она родилась и жила, развертывался знаменитый процесс «Промпартии». Частые аварии, связанные с отсутствием техники безопасности, отставание промышленности по темпам производства нужно было как-то объяснить. Вот и сфабриковали дело о саботажах и вредительстве. Под частый гребень репрессий угодил и рабочий Кировского завода А. В. Першин. Судьба арестованных по этому делу решалась быстро: в сентябре отец Алевтины Антоновны был арестован, а в декабре - расстрелян. Семья «врага народа» оказалась в Сибири без средств к существованию. С детства Алевтине Антоновне пришлось работать: и землю пахать, и коров доить, и в колхозе весовщиком работать. Только в 1956 году семья была реабилитирована, но ехать было некуда и не к кому. Так иостались в Сибири.

Перед глазами участников встреч прошло лишь несколько людских судеб, но как они характерны для нашей страны. Ребята не оставались равнодушными зрителями: члены исторического кружка, которым руководит учитель истории Сухобузимской школы Ольга Петровна Артемьева, показали инсценировку по книге М. Шолохова «Поднятая целина», прозвучали стихи, исполнен танец. Коллектив художественной самодеятельности Дома культуры спел задушевные, лирические песни.

К собравшимся обратилась Т.В. Гоф, специалист управления социальной защиты населения:

- Уходит в прошлое многое из того, что в течение долгих десятилетий казалось незыблемым. Но и в самые тяжелые моменты люди находили силы подняться на ноги, встать, как сказочная птица Феникс из пепла, благодаря прежде всего силе национального духа.

Встреча закончилась минутой молчания в память о жертвах политических репрессий, которые не дожили до наших дней. Учащиеся разошлись, а ветераны за чашкой чая еще долго вспоминали прожитые годы.

Ольга НЕКРАСОВА, директор Сухобузимс- кого районного краеведческого музея

Сельская жизнь (Сухобузимское) 13.11.2003


/Документы/Публикации/2000-е