Как и полагается, от этого камня расходятся три дороги: одна ведет к храму, другая — в лагерь заключенных, третья — в красивый современный город. Лучшего места не найти. Символичнее — тоже. Но памятника так и не случилось. Место для него застолбил, сейчас попробую выговорить, габра: габбро–диабаз, который лежит там несколько десятилетий.
Памятник предполагалось поставить заключенным Норильлага. Подневольной рабочей силе, которая возводила первые дома на гулаговской мерзлоте. Это они проектировали и строили Норильск. Память о них мы и хотели увековечить. Но, наверное, стоит вспомнить некоторые исторические подробности. Узниками Норильлага была элита советской интеллигенции. Это были врачи, писатели, архитекторы, ученые, астрономы, актеры. Многие уже имели мировое имя. Собственно, их дети и стали инициаторами памятника жертвам ГУЛАГа. В этом случае подразумевался знак памяти невинно загубленным жизням. Жертвам системы, которая пыталась уничтожить мысль. Таких узников было большинство.
Но вместе с ними были просто заключенные — бывшие немецкие полицаи, воры и убийцы, севшие не за убеждения и не по политическим мотивам. Таких было меньшинство. Их тоже можно назвать первыми строителями Норильска. Но почему–то ставить памятник их разудалой уркаганской жизни желания нет.
После первых строителей в вольный Норильск приехали комсомольцы–романтики. Потом потянулись реалисты. И каждый отдал этому городу свои умения, знания, свою любовь, а главное — время. Годы. У каждого город забрал силы, здоровье, возможность видеть зелень весны. Норильск рос, хорошел, расцветал. Но в любом случае жизнь за полярным кругом — это экстрим. Это своего рода подвиг.
Подвиг идти в минус 50 с ветром, чтобы отработать смену под землей. Подвиг в такую погоду ехать на санках в детский сад. Подвиг жить без солнца в полярную ночь. Без зелени — в полярный день. И в газу — круглый год. Да здесь каждому нужно поставить памятник.
Может, это слишком патетично. Но именно так считал наш земляк Генрих Лоскутников. Он проработал на комбинате 40 лет. И всех норильчан считал героями. Его сын, Константин, давно не живет в Норильске. Но именно он решил поставить этот памятник. Тот, какой хотел его отец. Не первым строителям, не узникам, а просто — всем норильчанам. Людям, жизнь которых хоть как–то была связана с нашим городом.
Это будет памятник и приехавшим сюда когда–то специалистам, и комсомольскому десанту, и ученым, и геологам, и шахтерам. И даже тем, кто еще вчера появился на свет в нашем роддоме. За смелость родится на этой параллели. В общем, всем–всем.
Константин Лоскутников дарит этот памятник городу от себя и от имени отца. Он будет открыт 25 мая 2004 года. В день смерти Генриха лоскутникова. Стоять памятник будет, где и положено — на Гвардейской площади. На перекрестке трех дорог. На самом символичном месте.
А для начала объявляется конкурс на модель будущего монумента.
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
УСЛОВИЯ КОНКУРСА НА МОДЕЛЬ ПАМЯТНИКА
1. В конкурсе может принять участие каждый, независимо от возраста и
образования.
2. Фотографии места и план, где будет стоять памятник, можно увидеть на сайте
газеты “Заполярная правда”.
3. Ваше представление о том, как этот памятник должен выглядеть, вы можете
выполнить в любом виде — эскиз, графическое изображение, фото макета или
вылепленной фигуры и т.д.
4. Свои работы вы можете присылать в редакцию газеты “Заполярная правда”, ул. Б.
Хмельницкого, 18.
5. Вы можете их приносить в любое время в течение рабочего дня в редакцию газеты
журналисту Ирине Недилько, тел. 34–28–75.
6. Вы можете присылать работы по электронной почте на адрес: freelancer@gazetazp.ru.
7. Срок подачи — до 18 декабря.
8. Ваши модели будет оценивать комиссия, в состав которой будут входить
архитекторы, художники и сотрудники Музея истории и развития НПР.
9. Автор лучшего проекта получит премию — 30 тысяч рублей.
Удачи!
Заполярная правда 27.11.2003