В красноярском издательстве «Платина», в серии «Поэты свинцового века», вышла недавно книга стихов Вячеслава Руднева «Прощеное воскресенье»...
В Москве на 71-м году жизни скончался известный поэт и прозаик Анатолий Жигулин...
Казалось бы, что общего между этими двумя столь отдаленными фактами? Разные люди, разные судьбы. А ведь более полувека тому назад этих людей связывала дружба, общие юношеские мечты, общая влюбленность в поэзию, дерзновенные планы и крах надежд... Вячеслав Руднев и Анатолий Жигулин жили в ту давнюю послевоенную пору в Воронеже, были школьниками-десятиклассниками. И вот эти безусые пацаны отважились посягнуть на могучее сталинское государство — вместе с еще несколькими товарищами они создали оппозиционную режиму революционную организацию «Коммунистическая партия молодежи» (КПМ). В 1949 году все они были арестованы и осуждены по печально памятной 58-й статье. А дальше их судьбы сложились по-разному.
Анатолий Жигулин пробыл в лагерях до 1954 года, после освобождения вернулся в родной Воронеж, вскоре начал печататься в местных газетах. А в 1959 году вышел первый сборник его стихов. Со временем Жигулин переехал в Москву, стал известным поэтом. Особенно широкую популярность принесла ему опубликованная в годы перестройки повесть «Черные камни», подробно и ярко рассказывающая обо всем, что довелось пережить писателю в мрачных недрах ГУЛАГа.
Сердце чувствует согласие
Свежих ран и дальних вех, —
писал поэт незадолго до смерти, которая сразила его вскоре после 70-летнего юбилея.
Тот давний арест в Воронеже круто развел их в разные стороны. Вячеслав Руднев был заброшен в Сибирь, которая стала его второй, подневольной родиной. После реабилитации в 1953 году он поступил в Красноярский медицинский институт, окончил его, всерьез занялся наукой. Сегодня имя Вячеслава Александровича Руднева широко известно не только в крае и России, но и за рубежом. Профессор, заведующий кафедрой неврологии, академик, он основал научную школу по функциональному анализу двигательных механизмов мозга. Но мало кто знает, что все эти годы, параллельно с научной деятельностью, Вячеслав Руднев не переставал писать стихи и рисовать. Кстати, сборник «Прощеное воскресенье» иллюстрирован репродукциями с его живописных работ.
Мои стихи
писались не для славы,
Они не подбирались
темой в сборник.
Мои стихи,
как разговор о главном,
В них — камни слов,
осколки ссор и споров...
Автор посвятил эту книгу своей жене Тамаре, и не случайно большая часть стихотворений представляет собой как бы странички многолетнего лирического дневника, где отражены все оттенки любовной темы. Тут и радости, и печали, и размышления о бренности и суетности быстротекущей жизни, и подведение предварительных итогов, и ностальгическая перекличка прошлого с настоящим.
...Не гони свое стадо за переезд,
Настоящее с прошлым
Нельзя разорвать в этом мире,
Не для всех
во вселенском театре
Гарантия литерных мест,
И актерам — ведущие роли
— не всем,
Если мир понимать
по Шекспиру.
Андрей Чернов
2003 г.