Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Загадки Солгонского кряжа


Юные туристы из детского клуба "Стрела" города Красноярска начали исследовать Солгонский кряж еще в 1988 году. Путешествовали по Солгону в 1991 году - со сплавом по реке Чулым от поселка Балахта до города Назарово. В 1998-м - уже с другим поколением следопытов - лазили по хребтам северо-западной части кряжа, в верховьях красавицы речки Агаты, левого притока Чулыма, в поисках "Александровских пещер". Сплавлялись по Чулыму в 1999, 2000 годах. В 2003-м участниками экспедиции по Солгонскому кряжу стали учащиеся Дома детско-юношеского туризма и краеведения города Канска и воспитанники школы-интерната Канска.

Во время экспедиции по Солгону в 1999 году, сплавляясь по реке Чулым от Балахты до села Шадрино, мы получили первые сведения о лагере политзаключенных в горной тайге в районе кордона лесников Таможенка. На кордоне мы встретились с жителем Красноярска, уроженцем бывшей таежной деревеньки Таможенка В. В. Глушковым, приехавшим в отпуск на свою малую родину "поклониться могилам предков".

От него мы услышали такую историю: "Гора в устье ручья Талинового называется Катушкой потому, что в довоенные и военные годы здесь был лагерь политзаключенных, занимавшихся лесозаготовками. Зимой склон горы над Чулымом поливали водой сверху донизу, наращивали лед, а по образовавшейся ледяной катушке спускали бревна к реке. Весной сплавщики, наемные рабочие из деревень Причулымья, делали плоты и сплавляли лес вниз по Чулыму, до Назарово. Некоторые заключенные, не выдержавшие неимоверного каторжного труда и адских условий жизни в холодных сырых бараках на болоте, сами бросались по ледяной катушке вниз вместе с бревнами... Сбежать из такого лагеря было невозможно - кругом глухая, непроходимая горная тайга, а за малейшие провинности охранники расправлялись с заключенными жестоко - расстреливали на месте. До сих пор в устье речки Талиновой, впадающей в Чулым, можно встретить куски колючей проволоки".

Глушков поведал нам полулегендарную историю о лагере политзаключенных в 1937-1939 годах, в котором был отряд православных священников - 30 человек, заготавливавших лес примитивными лучковыми пилами, и о репрессированных калмыках в годы Великой Отечественной войны, погибших от голода и морозов за одну зиму. Репрессированные литовцы, латыши жили в самой Таможенке в домах, в лучших условиях, чем калмыки. Прибалты прибыли в Сибирь с нормальной теплой одеждой и личными вещами. Калмыков же выгоняли из родных домов в чем мать родила и загоняли в товарные вагоны, как скот. "В верховьях ручья Талиновый и речки Таможенка были бараки калмыков, человек 200, живших без охраны".

В августе 2000-го уже целенаправленно мы искали в селах Причулымья старожилов - выходцев из бывшей деревни Таможенки, свидетелей страшных событий в годы политических репрессий, очевидцев непростой истории нашего многострадального Отечества. Мы делали копии со старых фотографий, в основном военных и послевоенных лет, записывали рассказы в населенных пунктах Балахтинского, Назаровского, Козульского районов - Кызылка, Курбатово, Подсосное, Шадрино.

Живые в настоящее время очевидцы политлагерей на Солгоне 1937-1939, 1940-х годов были в то время еще детьми или подростками. Таможенцы рассказывали о своих детских эмоциональных впечатлениях и запоминавшиеся рассказы их родителей, работавших в лагерях. Сейчас они частично путают, искажают истинные факты, в частности сроки нахождения, контингент лагерей заключенных на Солгоне. Из их противоречивых рассказов непонятно, какой контингент был в лагерях в верховьях речек Таможенка, Березовая, ручья Талиновый.

Валентина Филипповна Голосова (1927 года рождения), жительница Таможенки с 1937 по 1963 год, проживающая сейчас в селе Подсосном Назаровского района, рассказала: "В годы войны в верховьях Таможенного ручья, от Чулыма на восьмом километре, были 2-4 барака, лагерь зеков, где я работала поваром. Там был отряд сосланных священников. Один из них, Замятин Александр Исакиевич, мой родной дядя, был осужден на 10 лет и сослан из Челябинской области в Таможенский лагерь. В последние годы заключения он был расконвоирован, но за активную пропаганду православной веры среди жителей деревни ему еще добавили два года. После этого он был освобожден, долго жил и проповедовал в селе Аммала (12 км от Таможенки)". По словам других свидетелей, лет до 90. В. Ф. Голосова сказала нам, что А. И. Замятин умер где-то на Урале. Это была легендарная личность в Причулымье, достойная отдельного исследования и описания.

Священники легкими лучковыми пилами пилили огромные деревья, вручную таскали на себе бревна по просекам горы Рудник. Заготовленный лес подвозили к Чулыму на лесовозных санях-"ледянках" с помощью быков и огромных лошадей-тяжеловозов.

Голосова рассказала нам страшную историю: "Калмыков пригнали этапом под зиму, полураздетых, а продукты для них завезти "забыли". Местные жители ничем не могли им помочь. Наша деревня Таможенка маленькая - в горах, таежная, огороды небольшие, земля неплодородная. Мы сами в войну зимой ходили 12 километров за перевал, в деревню Аммала, чтобы купить ведро перемороженной картошки... Все калмыки в Таможенке умерли от голода или замерзли за зиму. Их не хоронили. Весной оттаявшие останки растаскивали собаки..."

И все же заключенным местные жители старались помочь по мере своих возможностей. Когда заключенные под строгой охраной работали рядом с Таможенкой (разгружали, складировали бревна), ребятишки тайком подсовывали между бревен буханку хлеба. И если охранник это видел, он или отбирал хлеб, или отворачивался, "не замечая" происходящего.

Интересные сведения о политзаключенных и репрессированных на Солгоне нам предоставили жители села Подсосного Турок Виктор Филиппович (1929 года рождения, бывший лесничий района Таможенки), Геннадий Турок (родился в 1952 году в Таможенке) и Парфенов Анатолий: "В 1937-1939 годах лагерь был на Талиновой. Это здесь был отряд политических заключенных - 30 православных священников. В 1939 году лагерь был уже закрыт. Заключенных переслали в Решоты... На пригорке в устье Талиновой речки - барсучьи норы. Это кладбище репрессированных латышей... Во время войны латыши, литовцы жили в Таможенке, зеки - на реке Березовой".

В 1950-х - начале 1960-х в Таможенке было около 60 жилых домов, в деревне Талиновка, в устье Талиновой -около 50. Действовала паромная переправа через Чулым. Леспромхоз перестал работать в начале 1960-х годов, жители Таможенки и Талиновки стали выезжать, вывозить дома в села Шадрино и Подсосное. До 2001 года оставался один дом лесника кордона Таможенка. Дом сгорел. Ныне на месте Таможенки и Талиновки, деревенских кладбищ - непроходимые заросли крапивы и малины...

Остался ли кто в живых из "таможенских" калмыков и политзаключенных из Талиновки? Какова их судьба в дальнейшем, после Таможенской каторги? Эту загадку Солгонского кряжа помогут нам отгадать жители нашего края, свидетели описанных событий, приняв участие в краевой акции "Не остуди свое сердце", посвященной Дню памяти жертв политических репрессий. Материалы о Солгонских лагерях политзаключенных и репрессированных - воспоминания, рассказы, фотографии и письма (по вашему желанию - с возвратом), другие документы просим направить по адресу: 660021, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 118, Красноярский краевой центр детско-юношеского туризма (КЦДЮТ), директору Наталье Викторовне Грушевской.

Людмила ГРУДИНОВА, методист КЦДЮТ.

Красноярский рабочий 27.01.04


/Документы/Публикации/2000-е