












Красноярская турфирма "Дула" разработала новый маршрут, который будет знакомить туристов с одной из "привлекательных достопримечательностей» Сибири - отдаленными лагерями смерти.
Для этого "Дула" намеревается переоборудовать пассажирский теплоход "Антон Чехов", который имеет на своем борту 42 двухместные каюты и два люкса. Правда, узников перевозили сюда в иных, более суровых условиях. Но туристы, большинство которых из Великобритании, скорее всего, останутся довольны. За 12-дневный тур вверх по Енисею они заплатят 400 фунтов стерлингов. Местные власти поддерживают новое начинание, так как экономика здесь сконцентрирована вокруг тяжелой промышленности, а в ней сейчас рабочие места сокращаются.
Глава турфирмы Владимир Демидов сообщает, что лагеря прекрасно сохранились - все здесь осталось нетронутым. Да и кому придет в голову забираться сюда, в глухие места, где зимой температура опускается ниже 45 градусов? Поэтому из-за суровых погодных условий поездки можно совершать только в июне-июле.
Лагеря в этой части Сибири возникли еще в царское время. Во времена сталинских репрессий 1937-1938 годов количество заключенных достигло почти 2 млн. человек. А к 1950 году оно составляло уже более 2,5 млн. Лишь после смерти Сталина, в 1953 году, численность зеков в лагерях уменьшилась.
До сих пор не известно точное количество людей, погибших при сталинском режиме. По официальным данным, смертность в лагерях в самые "урожайные" годы достигала 5 процентов. По этому поводу вспоминаются слова "отца народов": "Одна смерть - трагедия, миллион смертей - статистика".
Многие лагеря открыты для посещений почти 10 лет, но интерес к ним был не очень велик. Фирма "Дула" считает, что сегодня он опять возрос - так огромна мрачная роль ГУЛАГа в российской истории. В регионе, помимо недостроенных железных дорог, брошенных паровозов и старых лагерных бараков, сохранилось множество других свидетельств советских репрессий. Большинство железных дорог, включая Транссибирскую магистраль, построено заключенными.
Но кроме этих мрачных "экспонатов" устроители экскурсионных маршрутов пытаются привлечь интерес туристов к красотам сибирской природы, главным образом к озеру Байкал, где обитает более тысячи уникальных видов флоры и фауны.
Наталья Тарасова
«Мир новостей», № 34 (556)