












На минувшей неделе, в канун Дня памяти жертв политических репрессий, в Красноярске вышел в свет первый том Книги памяти. В него вошли биографии 6 тысяч заключенных, чьи фамилии начинаются на «А» и «Б». Еще 54 тысячи имен — тема для будущих книг.
С середины тридцатых годов наш край стал в полном смысле слова тюрьмой народов — больше полумиллиона спецпоселенцев были привезены сюда в телячьих вагонах. Поволжские и украинские немцы, понтийские греки, литовцы, латыши, эстонцы, украинцы, финны, черкесы, поляки, белорусы, русские, калмыки...
В Красноярском крае отбывали наказание 60 000 осужденных по политическим обвинениям. Только с августа 1937-го по июнь 1938-го расстреляно не менее 11 620 человек, не менее 5 439 направлены в лагеря. Краслаг, Норильлаг, Горлаг, Енисейстрой, железная дорога Салехард—Игарка — эти названия до сих пор у многих бывших политзаключенных вызывают страх.
Первый том содержит 6000 биографических справок о людях, находившихся под следствием в Красноярском крае. Также в Книгу памяти вошли научные и публицистические статьи, посвященные репрессиям. Этот труд — результат совместной работы комитета по делам архивов администрации края, госархива, управления соцзащиты населения края, Красноярского историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал», РУ ФСБ, ГУВД и прокуратуры края, издательства «Издательские проекты».
Символично, что первый том Книги памяти жертв политических репрессий вышел в год 70-летия края. В нашей истории были и такие страницы, и их нельзя забывать, как нельзя забывать и людей, несправедливо наказанных.
В ближайшие дни книга поступит в библиотеки края.
Татьяна Садковская
«Вечерний Красноярск», № 74 (2389), 02.11.2004 г.