Сколько шуму наделало в конце сентября сообщение о том, что у нас в городе может появиться памятник Сталину. Даже центральные СМИ напомнили всей стране: Красноярск, в случае реализации этой идеи, может стать первым в стране мегаполисом, где появится официальная скульптура, отображающая облик Отца народов.
Сегодня, в день 125-летия вождя, этот вопрос снова на повестке дня, что строго соответствует генеральной линии партии — лидер КПРФ Геннадий Зюганов к юбилею написал книгу “Строитель Державы”, в которой дает “актуальную оценку всем бесчисленным и грандиозным социальным завоеваниям сталинской эпохи, эпохи построения индустриально развитого социализма в отдельно взятой, интернационально-сплоченной под Красным знаменем Cоветской державе”. Региональным представителям партии также предписано: “широко и с должными почестями” отметить дату. Напомню, красноярский горком КПРФ обратился в мэрию с просьбой восстановить генералиссимуса в законных “монументальных” правах. В конце сентября первый секретарь горкома Владимир Бедарев, посовещавшись с товарищами и изучив общественное мнение среди однопартийцев, отправил на имя заместителя мэра Василия Куимова постановление горкома КПРФ с просьбой выделить место для установки памятника Сталину.
Бедарев ведет активную деятельность, и сочувствующие граждане — от ветеранов до представительниц Всероссийского женского союза — бомбардируют мэрию письмами с просьбами вернуть скульптурный лик вождя на красноярские улицы.
Предположительно, памятник может быть открыт к 60-летию Победы: либо на проспекте Мира, который в свое время носил имя Сталина, либо рядом с домиком, где останавливались Ленин и Сталин перед отбытием в ссылку, — то есть вернется на свое “законное” место.
Главная скульптура Иосифа Виссарионовича в свое время стояла напротив реконструированного домика Сталина, на улице Ады Лебедевой (там, где до сих пор сидит другой вождь мирового пролетариата — Владимир Ильич). ХХ съезд КПСС выдворил “Сталиных” из центра города сначала на окраины, а далее — по “этапу”: в запасники музеев или на переплавку.
Кстати, красноярские коммунисты проявили рационализаторский подход: отыскали то самое бронзовое изваяние вождя — в запасниках Красноярского краевого краеведческого музея.
Впрочем, директор музея Валентина Ярошевская, судя по всему, не собирается никому отдавать этот драгоценный экспонат, так что авторам идеи, по всей видимости, придется искать для реализации своей задумки другое изваяние.
Против и широкая общественность — председатель красноярского общества “Мемориал” Алексей Бабий резко негативно отозвался о сложившейся вокруг памятника ситуации:
— Мы считаем, — поделился он своим мнением, — что установка такого памятника явилась бы оскорблением памяти красноярцев, безвинно расстрелянных, сосланных, уничтоженных в лагерях, а также оскорблением ныне живущих их детей и внуков. Кроме того, подобная акция приведет к нагнетанию конфронтации в обществе и подтолкнет власть, и без того не слишком разборчивую в средствах, на путь силового решения своих проблем, то есть к практике “сталинизма”. Да, Сталин создал могучую державу, но какой ценой! Мы победили в Великой Отечественной войне (победил народ, не Сталин), но людей советских в землю положили в несколько раз больше, чем могли бы. Да, была индустриализация, но ценой раскулачивания и гибели многих крестьянских семей. А для коммунистов до сих пор народ — лишь исходный материал. Как можно ставить памятник Сталину в Красноярске, многие жители которого не просто погибли в период его правления, но по его прямому указанию?.. Приведу лишь один пример. В 1937 году всем регионам выделялись так называемые лимиты по трем категориям. Первая категория означала расстрел, вторая — лагерь, третья — ссылка. Так вот, красноярские чекисты очень быстро выполнили эти лимиты и обратились в политбюро ЦК ВКП (б) с просьбой о выделении дополнительных лимитов. И товарищ Сталин эту просьбу удовлетворил. Цитирую его резолюцию (документ был опубликован в “Московских новостях”): “Дать дополнительно Красноярскому краю 6 600 человек лимита по 1-й категории”. Снизу добавлено слово “За” и стоят подписи Сталина и Молотова.
…Мэрия никакого однозначного ответа сторонникам восстановления памятника Сталину у нас в городе пока не дала. Ссылаясь на то, что необходимо провести опрос общественного мнения. Коммунисты согласны. Правда, неизвестно на что они надеются — в общем-то, нетрудно догадаться, к какому результату придут при этом исследовании социологи… У нас-то в регионе…
Учесть бы еще голоса тех, кто был расстрелян и замучен в сталинских лагерях…
Владислав ШЕВНИН
Городские новости 21.12.2004