Члены красноярского правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» собирают подписи против установки в Красноярске памятника Сталину.
Сейчас члены «Мемориала» с нетерпением ждут ответа на свое обращение от главы Красноярска Петра Пимашкова. Именно ему было отправлено письмо с просьбой повлиять на ситуацию и не позволить представителям красноярского отделения КПРФ установить памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину.
Дело в том, что накануне горком КПРФ обратился в мэрию с просьбой поставить памятник генералиссимусу, приурочив эту акцию к 70-летию края (оно отмечалось 7 декабря) и к 60-летию победы в Великой Отечественной войне...
Первый секретарь горкома Владимир Бедарев отправил в мэрию постановление горкома КПРФ с просьбой выделить место для установки монумента.
В свое время в Красноярске было несколько памятников Сталину, но после ХХ съезда КПСС их сначала «выдворили» из центра города на окраины, а затем вовсе передали в местные музеи.
Один экземпляр – бронзовый памятник Отцу народов, до сих пор находится в хранилище Красноярского краеведческого музея. Именно его и планируют установить коммунисты. Правда, пока директор музея Валентина Ярошевская никому не собирается отдавать этот экспонат…
…Именно так разделилось общественное мнение во время проведения интерактивного опроса «стоит ли установить в Красноярске памятник Сталину» на одном из местных телеканалов.
«Если такой памятник установят, мы первой же ночью его разнесем», - самое радикальное высказывание тех, кто голосовал «против».
«Памятник должен стоять, потому что именно Сталин создал великую державу», - считают другие.
В том, что подобная акция приведёт к нагнетанию конфронтации и расколу в обществе, почти никто не сомневается.
- Нам нужны памятники и символы, которые объединяют общество и не нужны те, которые работают на раскол, - Алексей Бабий, председатель общества «Мемориал», - Установка памятника Сталину из разряда тех же проектов, что и вынос тела Ленина из мавзолея или сноса памятников Ленину… Время их не пришло.
- Установка такого памятника явилась бы оскорблением памяти красноярцев, безвинно расстрелянных, сосланных, уничтоженных в лагерях, - объясняет решение по сбору подписей «против» Алексей Бабий. - Оскорблением ныне живущих их детей и внуков. Да, мы победили в Великой Отечественной войне (победил народ, не Сталин), но людей положили в несколько раз больше, чем могли бы. Когда война пришла, мы оказались к ней не готовы. "Мудрый и прозорливый" не предвидел вероломства своего соратника по пакту Риббентропа-Молотова, не имел плана обороны, срыл оборонительные укрепления, не построив новых. Позор и поражение первых месяцев и лет войны, когда почти вся кадровая армия погибла, и враг дошел до Москвы и Волги, миллионные "котлы", страдания и бедствия народа на оккупированных территориях – кто несет за это ответственность? Неужели генералы, которых Сталин стрелял пачками? Или несчастные солдатики, которых Сталин бросил в плену, объявил предателями и после войны пересадил из фашистских лагерей в советские? Хорошо ли воевала та армия, потери которой в 5 раз превзошли потери противника? Один пример: взятие Киева – по приказу Сталина, к 7 ноября, с колоссальными никому не нужными потерями.
Но главное - как можно ставить памятник Сталину в Красноярске, многие жители которого не просто погибли в период его правления, но по его прямому указанию?.. Приведу лишь один пример. В 1937-38 году всем регионам выделялись так называемые лимиты по двум категориям. Первая категория означала расстрел, вторая - лагерь. Так вот, красноярские чекисты очень быстро выполнили эти лимиты и обратились в политбюро ЦК ВКП(б) с просьбой о выделении дополнительных лимитов. И товарищ Сталин эту просьбу удовлетворил. Цитирую его резолюцию (документ был опубликован в "Московских новостях"): "Дать дополнительно Красноярскому краю 6600 человек лимита по 1-й категории". Снизу добавлено слово "За" и стоят подписи Сталина и Молотова. По данным РУ ФСБ в крае расстреляно свыше 12 тысяч человек только в 1937-38 гг. по так называемому "лимиту 1-й категории".
Коммунисты не понимают, что могут накликать беду и на самих себя. Если нынешняя власть (этот "антинародный", как они его называют, режим) до конца проникнется призывом коммунистов и воспользуется им, то первые же, кому заткнут рот, будут сами коммунисты и прочие оппозиционеры.
Ну а если говорить об опросе общественного мнения... Кто учтёт голоса тех, кто был расстрелян и замучен в сталинских лагерях?
В общей сложности, по данным РУ ФСБ в Красноярском крае было ложно обвинено около 60 тысяч человек, ныне реабилитированных. По данным архива ГУВД Красноярского края сюда было также сослано свыше 200 тысяч человек, не считая тех, кто попал в крае в места лишения свободы.
Архивные дела по Норильлагу уничтожены, но в архиве ГУВД сохранилась часть лагерной картотеки на 270 тысяч человек. А ведь были и Краслаг, и Енисейстрой, и множество других лагерей. Сколько тысяч человек погублено на строительстве "мертвой дороги" Салехард-Игарка – не скажет теперь никто. Я не знаю, чем руководствовались коммунисты, выдвигая эту идею: желанием заявить о себе, желанием получить площадку для своих манифестаций или затаенной мечтой о реванше и возврате жестокой диктатуры. Может быть, и тем, и другим, и третьим.
Мы можем заявить только, что сталинские преступления в крае очень велики.
Еще живы дети и родственники бесчисленных невинных жертв. Нужно ли оскорблять их горькую память и поднимать на протест? Нужна ли краю эта слава в юбилейный год?
Сначала мы не сомневались, что подобная инициатива не пройдет. Но сейчас всерьез опасаемся обратного. В горсовете у коммунистов серьезное лобби (депутаты Сафонова, Маслов и др.). Да еще недавнее заявление спикера Грызлова, который призвал изменить отношения к Сталину. По его словам, это был «незаурядный человек» и был правильный курс «с перегибами»…
Мария Мишкина. Российская газета, январь 2005