Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Аристократ духа


Это он, Михаил Савельевич Михельсон, обучал будущих певцов самому благозвучному, итальянскому языку, без которого в Красноярской академии музыки и театра не могла бы существовать кафедра сольного пения и оперной подготовки. Лучший баритон мира Дмитрий Хворостовский рассказывал, что в Италии ему не верили, что итальянскому языку он обучался в Сибири. Среди учеников Михельсона - Николай Путилин, Наталья Сапарова, Вера Баранова и многие другие замечательные певцы.

11 января исполнилось 100 лет со дня рождения этого прекрасного педагога, разносторонне одарённого, широко эрудированного и очень обаятельного человека. Даже внешне, несмотря на преклонный возраст (а умер он на 94-м году жизни), Михаил Михельсон был красив особой, одухотворённой красотой, лицо его всегда светилось внутренней свободой. Как вспоминают его коллеги, Михаил Савельевич был из редкой породы аристократов духа, подлинных интеллигентов в высшем смысле этого слова.

Жизнь его была столь увлекательна и драматична, что об этом можно бы написать захватывающий роман. Уроженец латвийского города Лиепаи, он заканчивает русскую гимназию и уезжает учиться в Италию, где поступает на физико-математический факультет Туринского университета. Там женится, получает диплом, работает инженером, занимается журналистикой. После 15-летнего отсутствия возвращается в Латвию, в Ригу, а в 1941 году, когда Латвия вошла в "братскую семью советских народов", чекисты его арестовывают как "итальянского шпиона".

Так, не по своей воле, Михаил Михельсон с семьёй попадает в Красноярский край, на спецпоселение. Село Дрокино, потом Усть-Порт, оттуда жене-итальянке и дочери в 1947 году удалось уехать в Италию, а Михаил Савельевич смог перебраться с Крайнего Севера в Красноярск только в 1956 году. Он работал инженером, преподавал в вузах технологию деревообработки. Первый брак из-за многолетней разлуки был разрушен, но в Красноярске он вновь обрёл семейное счастье и тридцать лет прожил в любви и согласии с Валентиной Зиновьевной Фаерман.

А в Красноярский институт искусств (так называлась поначалу академия музыки и театра) его пригласила профессор Екатерина Иофель.

- В вузах Красноярска не было ни одного педагога, знающего итальянский язык, - вспоминает Екатерина Константиновна. - И мне с большим трудом удалось выяснить, что есть человек, знающий этот язык, но работающий по другой специальности. Это был Михаил Савельевич Михельсон, который дал согласие преподавать в нашем вузе... А дальше для меня начались потрясения! Оказалось, что он владеет не только итальянским, но ещё несколькими языками... и это не главное! Михаил Савельевич был личностью во всех смыслах необыкновенной, обладал высочайшим интеллектом, любил и понимал музыку, регулярно посещал концерты. Главное же, что меня удивляло и восхищало, - отличное владение его студентами итальянским языком. У них было безупречное произношение, что очень важно для вокалистов, исполняющих репертуар на итальянском языке. Михаил Савельевич - это легенда в педагогике. Будучи уже больным, он не оставил студентов без педагога, а подготовил и рекомендовал Лилю Михайловну Баштакову, которая успешно продолжает его дело.

В памяти коллег Михельсон остался человеком высокого духа и удивительного обаяния.

- Он был прекрасным рассказчиком, - вспоминает заведующая вузовской библиотекой Л. И. Борисевич. - Затаив дыхание, мы слушали его рассказы об Италии, о её культуре. Он много сделал для библиотеки. Всё, что есть у нас по итальянскому языку, куплено по его рекомендации.

- Мы, студенты 70-х годов, были просто влюблены в него, - рассказывает преподаватель кафедры вокала Л. М. Попова. - У него был острый ум, яркое чувство юмора. Однажды Михаил Савельевич с женой поехал в Италию к дочери и прислал нам оттуда открытку на итальянском языке с озорными шутками. Мы читали, переводили и хохотали!..

Много подобных воспоминаний и добрых слов о Михаиле Михельсоне прозвучало на состоявшемся недавно в академии музыки и театра памятном вечере, посвящённом 100-летию со дня его рождения. Была там и вдова Михельсона, Валентина Зиновьевна, которая выразила глубокую благодарность всем организаторам этого вечера.

Эдуард РУСАКОВ.
Красноярский рабочий 02.02.2005

/Документы/Публикации 2000-е