Мои бабушки – Ирма Иоганесовна Файст и Эмма Ивановна Гаврилова родились в
Саратовской области, Лизандергейском район, селе Фриденгейм.
В 1941 году, ранним утром, сообщили жителям села на общем собрании страшную
новость: «Началась война. Фашисты рвутся к Москве». Эта весть была страшна ещё и
тем, что их семья попала под репрессии. Семью сразу же выселили из собственного
дома. Пришлось жить во дворе. Затем, вместе со всеми жителями, которые попали
под переселение, вывезли на вокзал. Здесь целую неделю ждали отъезда. И вот,
наконец, поезд, так называемый «телятник». «Ехать было тяжело, – вспоминает
бабушка, – народу в вагоне было много, коляска с шестимесячной сестрёнкой стояла
в проходе, через которую постоянно шагали люди. Не до хорошего, кто как мог, так
и устраивался».
Ехали десять суток, за это время люди устали, измучались, но не роптали, знали, идёт война. Приехали в город Красноярск, из Красноярска на пароходе поплыли в деревню Юксеево Большемуртинского района. Оттуда по распределению пять семей: Форотовы, Файферы, Ляп, Форотовы и Дуквен были направлены в деревню Лакино.
В деревню прибыли под вечер 28 сентября. Семьи стали распределять по домам для проживания, жители не хотели пускать переселенцев, говорили, что бояться немцев. Семью Дуквен заселили в дом Барбары Мартоник по настоянию председателя колхоза, там они прожили до марта. Потом на долгое время освоились в другом доме, который дал им колхоз. В том же году на трудовой фронт забрали отца, с фронта он вернулся в 1945 году.
В восемь лет Ирма Иоганесовна пошла в школу, закончила четыре класса и, как все дети того времени, помогала матери. С пятнадцати лет она начала свою самостоятельную трудовую деятельность. Работала дояркой (1948-1962 годы), затем телятницей до самого пенсионного возраста, является заслуженной колхозницей.
Моя бабушка имеет много наград. Свою первую награду получила за доблестный труд – это орден Ленина. Были и первые места в соцсоревнованиях, есть медали за успехи в народном хозяйстве СССР. За свой доблестный труд была премирована путёвкой на выставку «Достижения народного хозяйства» в столицу нашей родины город Москву. Также имеет «Знак Почёта», которого она удостоилась 14 декабря 1984 года.
О моей бабушке часто писали в газетах: «За успехи, достигнутые в 1977 году в развитии животноводства, и выполнение условий и показателей для отбора участников ВДНХ СССР по сельскому хозяйству передовики соревнования награждены медалями и ценными подарками ВДНХ СССР. Бронзовой медалью и ценными подарками награждены телятницы колхоза «Сибирь» Г. Н. Панькова и З. А. Матвиенко, доярка Б-Муртинского совхоза Е. О. Перфилина и телятница колхоза «Память Ленина» Ирма Иоганесовна Мартоник. В текущем году медалисты ВДНХ работают также уверенно, добиваются высокой продуктивности».
Моя бабушка всегда скромно молчит о трудностях, которые встречались на работе и дома, как было в то время тяжело поднять и воспитать шестерых детей (имеет медаль материнства).
Также Ирма Иоганесовна участвовала в общественной жизни своего села, неоднократно избиралась депутатом сельского Совета.
Вторая моя бабушка – Эмма Ивановна – свою трудовую деятельность тоже начала с четырнадцати лет. Работала на птичнике, была свинаркой, а с пятнадцати лет стала дояркой. Работа доярки очень тяжёлая, в основе которой лежит физический труд. «Добираться до дойного лагеря приходилось пешком. В то время ещё не было машин, вместо них запрягали быков и на телегах возили фляги с молоком. Работали дружно и весело. После трудового дня уставшие девчата – подружки (В. К. Кобякова, Н. Ф. Носова, М. С. Касацкая и др.) шли домой с песнями», – вспоминает бабушка. Затем в колхозе появилась первая машина – «полуторка», на ней и возили в дойный лагерь.
В 1961 году в апреле пустили электродойку, моя бабушка первая надоила 3500 литров молока от каждой коровы.
Позже моя бабушка Эмма Ивановна работала в детском саду, а затем техничкой в магазине.
Также моя бабушка много лет была донором. Однажды она лежала в больнице. Её попросили сдать кровь умирающему месячному ребёнку из деревни Таловка. Эмма Ивановна сдавала кровь дважды для этого ребёнка, и он поправился. «Теперь, наверное, ему уже больше двадцати лет», – говорит бабушка.
Сейчас мои бабушки на заслуженном отдыхе. Но, как и прежде, они не знают покоя: то шьют, то вяжут, то за скотиной во дворе присматривают. Мои бабушки никак не хотят отдыхать. Они всегда в работе. Спасибо, бабули, за то, что вы есть.
Настя Мартоник, д. Лакино.
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 31-32, 5.03.2005.