На днях специальная комиссия, состоящая из представителей администрации города и депутатов, рекомендовала горсовету принять решение о возведении в Красноярске монумента генералиссимусу. Корень конфликта, разгоревшегося вокруг этого пожелания, видится не в самой скульптуре (которая уже отливается в одной из мастерских города), а в самом отношении к личности гражданина Джугашвили. Часть общества видит в нем отца-благодетеля, другая часть – тирана-убийцу.
Относительно памяти у нас вообще очевидные нелады с головой. Мало кто протестует против того, что, например, на аллее Славы кладбища Бадалык монументы почетных граждан Красноярска перемежаются мемориалами бандитов, зачастую - их же киллеров. Улицы имени убийц начала прошлого века запросто пересекаются с улицами имени их жертв. До сих пор свадебные процессии подъезжают к памятнику Ленину - инициатору "красного террора" не менее активному, чем Сталин...
Наверное, относиться к столь одиозным личностям нужно, как к религии. Во что верить - личное дело каждого. И не надо пытаться силком обращать сторонников одной веры в другую. Никому же не придет в голову загонять красноярских мусульман в православные храмы, а православных - в мечети...
Будет памятник Сталину в Красноярске или нет - вопрос непринципиальный. От этого отношение к историческому персонажу не изменится. Главное, чтобы он не мозолил глаза тем, кто ненавидит сталинизм и был доступен для тех, кто его исповедует.
"Мы найдем решение, которое будет в целом способствовать не разъединению красноярцев, а, наоборот, их объединению", - пообещал мэр Петр Пимашков. Будем надеяться.
«МК в Красноярске», № 17 (385), 27.04-04.05.2005 г.