












Сначала о радио. Намедни, по обыкновению, слушала я раскрепощенное "Эхо Москвы". Известные люди вели со слушателями умные беседы на самые животрепещущие темы. Ничего необычного в тех беседах большинство народонаселения российского, я убеждена, не усмотрело. Мне же - как жительнице края - было странно слушать, что Красноярье то и дело упоминалось всуе, будто образчик всего самого негативного. Яблочник Митрохин в программе "Контрудар" эмоционально убеждал собеседников, какое великое дело сотворила партия Явлинского. Мол, прежде горно-химический комбинат в крае совершенно не охранялся, не было там никаких постов. Но тут явились "зеленые" вместе с партийцами, всем указали, после чего перепуганные железногорцы охрану выставили, а соответствующее министерство выразило "Яблоку" благодарность. Через некоторое время, уже в другой программе, но на той же станции, говоря об угрозе возвращения репрессий, известный бард и ученый Александр Городницкий в качестве оплота сталинизма вспомнил Красноярск. В голосе его прозвучал тихий ужас: "Вы посмотрите, что там творится!"
А что, собственно, творится-то? Ну предложили инициаторы поставить сталинский бюст. Ну обсудили тихо-мирно эту проблему... А столичные СМИ такого слона из мухи соорудили, что некоторым кажется, будто Красноярск бурлит дни и ночи, требуя установить в центре трехметровый монумент "отцу народов". Обидно, честное слово.
Это я к тому, что надо бы продукт местных радиостанций и телеканалов запускать в чистом виде на столичные просторы. Может, остроты и меньше было бы, зато объективности - больше.
Впрочем, и остроты хватает, особенно в репортаже Анастасии Солопеко ("7 канал") из деревни Гольтявино Богучанского района. Разруха, дома разворочены, их расчленяют и жгут в печках: дров у людей нет. Это в тайге-то! Оператор Марк Степанов показал все без прикрас. Сразу вспоминается обещание: вот объединились, будем жить богаче. Куда уж богаче-то?
Но я о другом... Посмотрели бы московские журналисты, допустим, "Живые мысли" ("7 канал") с участием православного священника и ярко выраженной поборницы коммунистических устремлений, послушали бы их интеллигентную дискуссию о праздниках - Пасхе да Первомае - и стало бы ясно: все в Красноярске нормально, революций не предвидится. Плюрализм на фоне консенсуса. А кстати, депутат Красноярского горсовета Н.И.Сафонова (это ее пригласил ведущий Максим Гуревич к себе на передачу) говорила мудрые вещи, особенно в части, касающейся веры. Надежда Игнатьевна справедливо недоумевала относительно того, с какой готовностью бывшие партийные и советские работники позируют перед телекамерами со свечками в руках во время великих церковных праздников.
Трижды она права, когда дает совет телевизионщикам: "Не надо это транслировать". Не надо, конечно, но удержаться трудно, когда важные чиновные персоны появляются во храме и занимают почётные места. Такой кадр кому охота упускать? Вот если бы журналисты вступили в информационный сговор... Но такому не бывать. Институт земной Церкви дает множество информационных поводов: уж очень активно награждаются лица из разряда VIP церковными орденами и медалями. И есть в этом что-то не шибко божественное, как мне кажется. Однажды мне довелось наблюдать, как при стечении православного люда бежала к патриарху бывшая сотрудница одного райкома КПСС (она же бывшая эндээровка, она же пока единоросска), чтобы получить награду из рук Святейшего - "за большой вклад в дело православия". Когда успела? Я чуть из окошка не выпала, услыхав это. Тем более что в зале было полно верующих людей, которые столько сделали для Русской православной церкви, что партийной даме и не снилось. Вообще, красноярцы, если всмотреться в героев телепередач и вслушаться в их слова, - люди разумные и вдумчивые в большинстве своем. И что немаловажно - работящие. В субботу случайно увидала на канале КГТРК журнал "Лесной край". Журналистка Елена Иванова сделала вроде бы корпоративный портрет, но столько интересных личностей открыла она для зрителей, столько информации ценной выдала о развитии лесного комплекса. Причем сюжеты все получились живыми, насыщенными и в силу своей специфики - эксклюзивными. Да и созданный, как я поняла, афонтовцами и показанный по второму каналу фильм про специалистов "Стальмонтажа" мог бы заинтересовать широкого зрителя хотя бы уже тем, что показал убедительно: вокруг много людей-делателей. Много! Но почему их вытесняют из эфира пустомели? Вот в чем вопрос.
Надо бы уже пристальнее всматриваться спецам с телекамерами в жизнь, отходить от штампов. С тем же надвигающимся 60-летием Великой Победы телевизионщики уже достали своим заунывным рефреном: их - то есть ветеранов - становится все меньше и меньше, так давайте хотя бы последние годы постараемся... И дальше в таком духе. Ну! Это нормально? Люди живут себе, а им каждый день напоминают: недолго уж осталось. На себя "примерьте" такое напоминание. Конечно, все там будем, из жизни живьем не выбраться. Но зачем талдычить о том кажин Божий день, а?
В связи с вышеизложенным репортаж Юлии Куц ("Вести. Красноярск") из театра оперы и балета со встречи ветеранов стал бальзамом на душу. Оптимизмом дышал репортаж, каждый его кадр бодрил. Без лишних слов было понятно: перед вами - победители. Такому жизнеутверждающему характеру позавидовать не грех. Какой трогательный спич произнес ветеран Рязанцев о солдатской шинели и тут же ловко скатал ее, как в былые годы! А как искренне и задорно, я бы даже сказала - лихо, пели женщины, девчонками встретившие войну! Так что пора, господа журналисты, переставать ныть, кому и сколько осталось пылить по этой земле. Сколько осталось - все наши.
Людмила Винская, заместитель редактора
«Сегодняшняя Газета», 04.05.2005 г.