Напомним, скандал вокруг бюста Иосифу Сталину разгорелся в середине апреля. Тогда с инициативой установить в Красноярске памятник генералиссимусу выступила группа ветеранов Великой Отечественной войны при поддержке краевого комитета КПРФ. Это предложение сразу же вызвало споры в обществе. В частности, председатель красноярского правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» Алексей Бабий разослал в краевые средства массовой информации письма протеста, в которых заявлял, что установка памятника «будет оскорблением памяти жертв политических репрессий и шагом к тоталитарному режиму». Обращение ветеранов, а также письмо протеста Алексея Бабия было рассмотрено на заседании городской общественной комиссии по наименованию и переименованию внутригородских объектов. В итоге большинством голосов установку памятника Иосифу Сталину было решено считать нецелесообразной. Вместе с тем, члены комиссии решили «считать возможным» установку бюстов Сталина и Георгия Жукова в комплексе мемориала Победы на улице Шахтеров в краевом центре. По мнению представительницы мэрии Инессы Акентьевой, члены комиссии «выбрали оптимальное решение, увязав вопрос об установке бюста Сталина с именем великого российского полководца Георгия Жукова». Господин Бабий, комментируя решение комиссии, заявил тогда, что чиновниками было вынесено «компромиссное решение»: «Да, это решает одну из проблем: точка конфронтации и столкновений практически ликвидируется».
Впрочем, как вчера выяснилось, ни Алексей Бабий, ни его соратники по «Мемориалу» решили не отказываться от борьбы с бюстом. На специальном брифинге господин Бабий и его коллега-правозащитник Валерий Хвостенко выступили с жесткой критикой городской администрации. По их мнению, «главная проблема не в том, ставить или не ставить, а в отсутствии фактического обсуждения. Чиновниками уже все решено». Досталось и лично мэру Красноярска: «Пимашкову придется определиться, связывать свое имя с именем Сталина или нет», — заявил правозащитник. По мнению Алексея Бабия, есть лишь два «правильных» решения этого вопроса: городской референдум или установка стеллы с именами репрессированных красноярцев рядом с бюстом. «Если же памятник просто поставят, то будут акции, — пригрозил Алексей Бабий. — Будет весело, смешно, а кому-то будет неуютно». Также представители «Мемориала» осудили и КПРФ, которая в своем стремлении поставить памятник «прикрывается ветеранами».
Сами красноярские коммунисты все обвинения отрицают. Как заявил вчера корреспонденту „Ъ“ депутат горсовета от КПРФ Владимир Бедарев, «половина населения не против памятника. Поддерживают все: и молодежь, и ветераны. Вообще, вытащили какого-то Бабия, его раньше никто не знал… Вот он поставил камень (Алексей Бабий несколько лет назад стал одним из инициаторов установки памятника жертвам политических репрессий в виде большого камня. — „Ъ“), пусть с ним и разговаривает». Впрочем, как неожиданно признался господин Бедарев, бюст могут и не установить. «Еще есть большие проблемы. Пока же существует только решение комиссии», — туманно заявил он.
В самой администрации Красноярска эту тему комментировать отказались. Правда, как сообщил источник „Ъ“ близкий к главе города, «вопрос решится до конца недели и сделает это лично Петр Пимашков. Дело в том, что среди противников бюста появились люди из краевой администрации». Эту версию подтверждает еще и то, что на прошлой неделе начальник краевого управления архитектуры Константин Шумов заявил, что «устанавливать памятник Сталина преждевременно». Примерно такую же позицию занял и архиепископ красноярский и енисейский Антоний. На вчерашнем брифинге он заявил: «Какой бы он ни был, он герой своего времени. В нем есть отрицательные и положительные черты. Но после этой победы вновь началось пренебрежение духовными ценностями, церкви стали закрывать, продолжилось торжество атеистической идеологии. Этот контраст говорит против того, чтобы устанавливать ему памятник».
„Ъ“ будет следить за развитием событий
МАРИЯ ВЛАСОВА
Коммерсант-Красноярск, 05.05.05