












Московские ученые должны дать заключение: нужен ли России железнодорожный путь Игарка - Салехард
Железнодорожники взялись за дело
серьезно и организовали экспедицию ученых
Московского государственного университета
путей сообщения к местам великой
социалистической стройки. По их мнению,
реанимированная железная дорога может
сыграть огромную роль в экономике
Туруханского района.
Амбициозному проекту единения Енисея и Оби исполнилось 56 лет. В январе 1949 года на особом совещании с участием Сталина и Берии было решено построить железнодорожный путь Салехард - Игарка протяженностью 1263 километра. Дорога должна была решить много экономических задач. Во-первых, обеспечить железнодорожную связь порта Игарка с сетью железных дорог страны. Во-вторых, обеспечить круглогодичную транспортную связь Норильского комбината с центром. В-третьих, вывоз леса из Енисейского и Тазовского бассейнов в центральные районы страны. И, наконец, в перспективе от этой широтной магистрали были намечены ответвления железных дорог на север и юг, в необжитые районы Крайнего Севера.
Строительство железной дороги ради быстроты велось одновременно с нескольких точек. К моменту консервации было уложено не менее 600 километров пути, из них 400 – на участке Салехард – Пур и 200 – от Игарки до реки Таз.
Естественно, основной рабочей силой в строительстве были лагерные заключенные. Статистика ужасна: из 100 тысяч человек, прокладывавших рельсы через тюменские болота, ежегодно умирали около 15-20% зека. Даже часовые на вышках кончали самоубийством, не выдерживая болотного гнуса. Стройотряд был разделен на две части: с Салехарда линию тянуло 501-е управление, а с Игарки – 503-е. На строительство было истрачено 3 миллиарда советских рублей. Все впустую: 25 марта 1953 года, сразу после смерти Иосифа Виссарионовича, объявили массовую амнистию заключенных, и строительство было прекращено личным указом Хрущева.
Если московские ученые сделают вывод о целесообразности завершения сталинской стройки, добровольцы смогут завершить дело Вождя народов.
.
Казаченко Станислав
Комсомольская правда-Красноярск 5 июля 2005