Можно сказать, что самое благоприятное время уже упущено. Понятно, что наиболее безболезненно памятник мог быть установлен в канун Дня Победы. Тогда главнокомандующему могли простить многое. Утешив правозащитников, что памятник ставится не "тирану 1937-го", а "триумфатору 1945-го". А многих бы и утешать не пришлось. В конце концов, стоят же памятники Ленину и, кое-где по стране, Николаю II. В глазах же большинства населения Сталин не вызывает больших сомнений, чем эти два исторических персонажа.
Напомним, что попытка установки памятника уже была. Впрочем, странная. Глава Красноярского горкома КПРФ товарищ Бедарев, с иными товарищами, установили бюст вождю на территории, принадлежавшей краеведческому музею. Музей возмутился. Бюст через пару часов увезли. Перед этим собирали подписи и много выступали. После этого тоже.
Любопытна реакция на то "Сталинского блока Красноярья". По отношению к КПРФ было явлено лишь: презрение. Радикальные коммунисты ругают наших "розовых" за половинчатость и показушность. По заявлению радикалов, памятник уже можно было установить. Легко. Причем двумя путями. Либо покупается клочок земли "два на два метра". На этой - частной! - территории устанавливается. "Земля моя: что хочу, то и ворочу". Чтобы с бюстом не случилось плохого, поначалу устраивается круглосуточная вахта из комсомольцев, благо желающие бы нашлись. Второй путь смелее, но, в принципе, тоже возможен. В канун Дня Победы памятник ставится нелегально, но с усиленной вахтой. От частных граждан вахта спасет (сорвали же комсомольцы Селезнев и Бурлак сбор подписей "Мемориала"!). От ОМОНа, конечно, нет. Но надежда была бы на то, что власть не рискнет идти на скандал в канун праздника и всю ситуацию "спустит на тормозах".
Касательно же КПРФ газета "За Сталина" не церемонится: "Не надо хвататься за Сталина - жирными и потными от страха лапками!". Обещая, что "победим - поставим стометровый памятник Генералиссимусу Победы на самой высокой точке Торгашинского хребта".
Александр Силаев
Вечерний Красноярск, 27.07.05