4 августа Ермаково с проверкой посетили игарская комиссия, состоящая из работников милиции и сотрудников «Музея вечной мерзлоты». Им открылась картина прекрасных рабочих буден: у берега стоит «Ангара-88» с баржой, задействованы кран на гусеничном ходу, бульдозер и трелёвочник, бригада из нескольких человек пытается затащить на баржу по рельсам очередной паровоз. Он, паровозик, жалкий, взъерошенный, без трубы, в грязи, едва выглядывает из-за упорствующего бульдозера. Паровоз ранее протащили 5 километров от бывшего паровозного депо к кромке берега, а нынче очистили от ледоходного хлама и он преподнёс сюрприз – смазка даже спустя 50 лет сохранилась в колёсах, и они легко вращались.
Как рассказали рабочие, они действуют в соответствии с приказом руководителя Курейской ГЭС, работы ведутся за счёт «Таймырэнерго». А начальнику гидростанции В. Бадюкову, в свою очередь, поступило указание от главы Туруханского района С.Г. Юрченко. 2 паровоза якобы должны быть отремонтированы и отреставрированы по договорённости в Красноярском депо за 4 миллиона рублей, а затем будут направлены в музеи (правда, в какие именно, руководители не распространялись). Существуют ли упомянутые приказы в действительности, когда и на каком основании они были отданы, это покажет дальнейшее расследование.
По слухам же в самом Светлогорске, посёлке ГЭС, вывозом из Ермаково «металлолома» занимается один из предпринимателей, а заказчиком паровоза является то ли новосибирская экспедиция, то ли иная организация из Новосибирска. Первый вывезенный паровоз сейчас находится в Светлогорске на барже.
По собранной уже от разных свидетелей информации видно, что работы по ограблению историко-архитектурной зоны Ермаково спланированы давно и тщательно, и не одним человеком, а группой, где было расписано «кому - что». В августе 2004 г. экспедиция «Музея вечной мерзлоты» побывала в Ермаково и провела фотосъёмки. Все основные объекты были на своих местах. Но уже в конце сентября на берегу появился лежащий на боку 2-й паровоз, доставленный сюда за 5 км, от паровозного депо. Судя по тому, что на месте бывшей 50-летней стоянки «овечки» нет повреждённых деревьев и следов волочения, его переместили, скорее всего, при помощи вертолёта Ми-6 или Ми-26 (что вполне возможно по линии либо МЧС, либо «Ванкорнефти»). Вся территория этой части посёлка изъезжена вдоль и поперёк, и вместо одной бывшей тут дороги теперь их множество в разных направлениях. От большого количества металлоконструкций, рельсов, остатков техники и даже нескольких катеров на берегу не осталось и следа. Сборщики «металлолома» поживились здесь хорошо.
Хотя отреставрированные паровозы явно не предназначались для возвращения в Ермаково или Игарку, всё же приятно сознавать, что целью этой подпольной акции были якобы музеи. Получается, что тут орудовали не воры, а «благодетели», которых не оставляет равнодушными вид неухоженных паровозов, свидетелей лагерной Стройки 503! Что ж, это радует.
Раз уж сюрприз не состоялся, мы поддерживаем эту хорошую идею – отреставрировать 2 паровоза (а может и 3) в Красноярске и установить один паровоз на хорошем постаменте в Ермаково, а второй – в Игарке, где и начиналась трасса до Ермаково и далее – до Салехарда. А за чей счёт отреставрировать? А за тот же самый счёт, за который и планировали осуществить эти работы туруханские руководители, ведь не о воровстве же идёт речь? Кстати, на вывезенном уже «металлоломе» удалось, видимо, неплохо заработать. А игарский краеведческий комплекс будет очень благодарен за такой подарок (планировавшийся ещё в 2001 году Лебедем и МПС), и отметит это и на латунных табличках. И в широкой прессе.
Правда, остаётся ряд интересных вопросов. Например, на каком основании уже в сентябре 2004 года, когда только-только разворачивалась кампания по проведению референдума о вхождении Игарки в Туруханский район, туруханскими чиновниками санкционировались работы по вывозу паровозов из Ермаково, территории подведомственной Игарскому горсовету? И почему с сентября 2004 г. по август 2005 г. ни глава г. Игарки, ни игарские музейщики и слыхом не слыхивали о чьей-то любви к музейным ценностям и стремлении сохранить исторические экспонаты?
Сами работники из Светлогорска, занимающиеся вывозом паровозов, уже не рады тому, что это выпало на их долю и, как люди подневольные, они обязаны исполнять приказы вышестоящего начальства.
Первый паровоз покинул ермаковский берег 15 июля, но события развиваются здесь как в триллере. Один рабочий внезапно умер. Второй упал на ровном месте и разбил голову – пришлось вызывать санрейс. Ни с того, ни с сего взорвались 2 баллона. Однажды в ненастный день над местом работ собрались тучи, разразилась небывалая гроза, ударил ливень, и, как говорят сами рабочие – «всё было так ужасно, что мы думали – наступил конец света». Ещё они добавляют: «Мы и сами понимаем, что работаем фактически на кладбище, а с кладбища трогать ничего нельзя». А тут ещё и игарскую милицию принесло.
Конечно, никакой случайности или мистики в событиях нет, а эмоциональная напряжённость в бригаде вполне объяснима. Ведь немногочисленные местные жители не чувствуют здесь никаких неудобств, несмотря на то, что пролетающие и зависающие группами над Ермаково НЛО – не редкость…
А принимающим металлолом с севера красноярским фирмам мы бы посоветовали обзавестись хорошими дозиметрами и проверять свои поступления, особенно «левые» на радиационный фон: ермаковский металл собран вокруг того места, где почти 30 лет назад в интересах народного хозяйства произведён подземный ядерный взрыв, о чём предупреждает стоящий здесь знак. И не только историко-архитектурной зоной должно быть Ермаково, а и местом регулярного экологического мониторинга. Это к слову.
Александр Тощев,
«Музей вечной мерзлоты»,
г. Игарка.
06.08.05