












Пропали раритетные локомотивы ОВ - так называемые “Овечки”
Сталинскому
“проекту века” - Северной железной дороге
Салехард - Игарка - так и не суждено было
пробиться сквозь вечную мерзлоту и
непроходимую тайгу. Стройка силами
заключенных ГУЛАГа началась в 1949 году сразу
в двух направлениях - Обском (строго
засекреченный объект № 501) и Игарском (объект
№ 503). А в 1953-м, после смерти вождя, ее быстро
свернули. Часть оборудования передали
различным предприятиям. Однако очень
многие ценности - паровозы, лебедки, катера,
колесные пары, уже возведенные мосты и
железнодорожное полотно - просто бросили
ржаветь в тайге.
На том месте до сих пор стоят остовы лагерных бараков. В одном из них сохранилась металлическая детская кроватка, сваренная каким-то мастеровитым зэком. Уцелели и более крепкие и удобные жилища надсмотрщиков - здесь еще держатся обои, приколоченные гвоздями. Клей в эту глухомань завезти так и не сподобились. В 1991 году в Ермакове установили и освятили крест в память о погибших на строительстве заполярной трассы.
Время от времени, если есть желающие, сюда, за 120 километров от Игарки, привозят экскурсии на теплоходе. Увы, в остальное время, несмотря на запрет, Ермаково просто грабят. Все кому не лень: дикие туристы, любители-поисковики, представители телевидения, прибывшие из-за рубежа, предприимчивые охотники за металлом. На днях работники Игарского музея узнали ошеломившую их новость - пропали два раритетных паровоза, две “овечки”. Таких машин на всю страну осталось не более 12-14 штук - это настоящая историческая реликвия.
Узнав о случившемся, вместе с
представителями Игарского ОВД 4 июля мы
выехали на объект № 503, - рассказывает
директор музея Мария Мишечкина. - На месте
мы увидели лишь два паровоза из четырех
имевшихся. Причем оба - практически в
разобранном виде, готовые к отправке. На
реке стояла баржа, на берегу - подъемный
кран, трактора. В Ермакове работала целая
бригада из Светлогорска. Они сообщили, что
действуют по приказу директора Курейской
ГЭС, а тот, в свою очередь, получил указание
от главы Туруханского района Симоны
Юрченко. Рабочие сказали нам, что, мол,
паровозы собираются увезти для реставрации.
Только почему никто не предупредил музей? И
нам так и не показали ни одного документа.
- Еще в мае ходили какие-то слухи о том, что паровозы собираются вывезти на металлолом, - говорит заведующий филиалом музея Александр Тощев. - Мы им не верили, казалось - такого не может быть. Не исключаем и другой вариант - “овечек” хотели продать. А легенда о реставрации появилась только потому, что поднялся шум. Кстати, рабочие уже и сами не рады, что ввязались в это дело: на них несчастья валятся одно за другим. Кто-то из них вдруг скоропостижно скончался, кто-то споткнулся, упал и ударился головой о рельсы - пришлось вызывать санавиацию… Говорят: “По сути, мы оскверняем кладбище. Наверное, мертвые нам мстят...”
Вопрос, вернутся ли уникальные паровозы на свою вечную стоянку, пока остается открытым.
Рак Любовь.
Труд №148 за 13.08.2005